Логотип: Евреи на карте Украины
  • Шрифт:
  • Размер шрифта 60%
  • Размер шрифта 80%
  • Размер шрифта 100%
  • Размер шрифта 130%
  • Размер шрифта 160%

Анкета - Харьков

  • История еврейской общины
    • Еврейская жизнь до XIX века
    • С XIX века до падения империи
    • Межвоенный период
    • Годы Холокоста
    • От II-й половины 1940-х до 1991 года
    • Независимая Украина
  • Что увидеть?
  • Где почувствовать еврейский дух?
  • Кто вошел в историю?
  • Как живет современная община местности?
  • Где кошерно и вкусно покушать?
  • На что не жалко потратить деньги?
  • Что увезти с собой?
  • Как лучше добраться?
  • Где остановиться?
  • Что почитать, посмотреть?
  • Кого спросить, к кому обратиться?
  • Что взять с собой в поездку?
  • Полезные слова и выражения

Время появления еврейской общины
Община до революции
Ранний советский период
Годы Холокоста

Харьков основан в 1654 году. Первые евреи стали приезжать в Харьков из-за границы (Польша и Турция) на ежегодную крещенскую ярмарку с начала XVIII века, со временем некоторые из них осели в городе.

К началу 1780-х годов сложилась уже небольшая община, о чем есть документальные свидетельства. Харьковская губерния стала единственной из украинских губерний не входящих в черту оседлости. В 1799 году основано первое еврейское кладбище.

Первой синагогой была Мещанская (Солдатская) синагога. Вокруг этого места складывался и еврейский район. Большинство жителей которого являлись бывшими солдатами, которым по окончании службы было разрешено селиться вместе с семьями вне черты оседлости. Со временем к ним присоединились ремесленники и купцы, также основавшие свою синагогу и хедеры.

Жизнь евреев в городе протекала волнами. Все зависело от взглядов и отношения к евреям конкретного правителя Российской Империи в определенный момент. Поэтому относительно процветающая и свободная жизнь еврейской общины во времена Александра I, сменилась волной ограничений и взысканий времен Александра III.

В 1882 году еврейскими студентами Университета в Харькове была создана палестинофильская организация БИЛУ. В конце XIX века в Харькове проживали евреи банкиры, торговцы, портные и швеи, военнослужащие, рантье, работающие на частной службе, в полиграфии, некоторые занимались металлообработкой.

Начало XX века – эпоха процветания еврейской общины города. Процветала как общественная, религиозная, так и политическая деятельность. В начале 1910-х годов в Харькове функционировало 25 синагог, самая большая из которых — Хоральная — была построена в 1913 году.

В 1917 году упразднена черта оседлости. С 1917 по 1934 годы Харьков был столицей Советской Украины. В это время евреям помогали ОРТ и Джойнт. Еврейское население Харькова за первое десятилетие советской власти увеличилось с 20 до 130 тысяч человек. Однако, религия в советском обществе была вне закона, здания синагог и молитвенных домов превращают в клубы еврейского пролетариата и т.п.

С 24 октября 1941 года по 23 августа 1943 года Харьков пребывал под оккупацией германских войск. В первые же месяцы была проведена перепись населения. Евреев записывали на отдельных листах желтого цвета. В декабре 1941 года в городе появились объявления о том, что все евреи обязаны были переселиться в бараки станкостроительного завода на восточной окраине города. За невыполнение приказа - расстрел.

Так появилось гетто. Тех, кто по состоянию здоровья не мог идти, собрали и заперли в здании Мещанской синагоги, в которой они умерли от холода и голода. Тех кто выжил и, все же, дошел до гетто, начали уничтожать прямо там. Большей частью, однако, их отправляли в Дробицкий Яр, где проходили массовые расстрелы. Количество жертв в Дробицком Яру, по разным данным варьируется от 16 до 30 тысяч человек. В основном это женщины, старики и дети.

После войны в Харькове возрождается еврейская религиозная жизнь. В 1945 году главой общины становится архитектор Александр Гинзбург. Но это было по большей части формальностью ввиду воцаряющейся политики государственного антисемитизма. После смерти Сталина накал юдофобии существенно снизился.

Только в 1955 году удалось захоронить расстрелянных в Дробицком Яру, и установить скромный памятный знак "советским гражданам". Время от времени возобновлялись преследования верующих. К началу 1960-х годов в городе проживало около 65000 евреев.

В отличие от довоенного периода, евреи уже не были представлены в высших управленческих структурах, однако по-прежнему занимали видное место в науке, просвещении, медицине, инженерной деятельности. С появлением возможности репатриироваться многие из них покинули страну.

Возрождение общины относят к началу 1990-х годов. В 1991 году здание Хоральной синагоги было возвращено еврейской общине, которую возглавил Посланник Любавического ребе Моше Москович. В 2003 году, после реставрации был открыт молитвенный зал синагоги. Сегодня в городе функционируют благотворительный фонд " Хесед ", ЕКЦ "Бейт Дан", ЕА " Сохнут ", ИКЦ , "Гилель" и многие другие общественные организации.

Площадь Архитекторов, на которой расположен памятник влюбленным и оригинальная инсталляция "Семь чудес Харькова". Тут же недалеко есть Зеркальная струя - один из символов города и памятник Тарасу Шевченко - украинскому поэту, прозаику и художнику. Его произведения по праву считаются классикой украинской литературы и стоят у истоков современного литературного украинского языка. Площадь Свободы - это главная площадь города. Она самая большая в Украине и одна из крупнейших в Европе, на ней расположено уникальное архитектурное сооружение Госпром – построенное по проекту ленинградских архитекторов Сергея Саввича Серафимова, Самуила Мироновича Кравца и Марка Давидовича Фельгера.

Еврейский дух больше всего чувствуется в старом еврейском квартале, на харьковском Подоле. Этот район сформировался вокруг Мещанской (Солдатской) синагоги, рядом с рекой, необходимой для миквы. Там находились также несколько молитвенных домов, общинный центр, школы и просто дома евреев. Сегодня не многие из этих зданий сохранились, но, прогулявшись по этому району, все еще можно себе представить евреев XIX века, пробегающих по этим стареньким узеньким улочкам. Колорита придает и купол Хоральной синагоги, который виден практически из любой точки этого квартала.

Ахильзер Наум Ильич (1901-1980) – математик, член АН УССР, профессор Харьковского Государственного университета.

Бернес (Нейман) Марк Наумович (1911-1969) – актер кино и исполнитель песен, эстрадный артист и шансонье, Народный артист РСФСР. Провел детство и окончил театральные курсы в Харькове.

Гинзбург Александр Маркович (1876-1949) – инженер и архитектор, окончил физико-математический факультет Харьковского университета и Харьковский технологический институт. Автор проектов более 120 зданий, из которых 20 – памятники архитектуры Харькова, после войны был избран главой еврейской общины Харькова.

Дунаевский Исаак Осипович (1900-1955) – композитор, с 1910 по 1924 года жил в Харькове – учился в Харьковском музыкальном училище, окончил гимназию и консерваторию, служил композитором и дирижером в Харьковском русском драматическом театре.

Ефимов (Фридлянд) Борис Ефимович (1900-2008) – художник-карикатурист, с 1915 по 1917 года жил в Харькове, обучался в 6-ом Харьковском реальном училище.

Константинопольский Адольф Маркович (1924-1933) – художник, автор живописных произведений на военную тематику, учился в Харьковском художественном училище и в Харьковском государственном институте.

Кузнец Саймон (1901-1985) – американский экономист, статистик Российской Империи, Лауреат Нобелевской премии по экономике, учился в Харьковском университете.

Лейбфрейд Александр Юрьевич (1910-2003) – архитектор, историк харьковской архитектуры, уроженец Харькова, руководил первой архитектурной мастерской в Промстройпроекте, преподавал в Харьковском инженерно-строительном институте. Последняя работа архитектора – Мемориальный комплекс в Дробицком Яру.

Мелетинский Елезар Моисеевич
(1918-2005) – ученый-филолог, историк культуры, основатель исследовательской школы теоретической фольклористики.

Слуцкий Борис Абрамович (1919-1986) – поэт, детство и юность провел в Харькове, которому посвятил ряд стихотворений.

Эстрович Виктор Абрамович
(1881-1942) – архитектор, художник, инженер, с 1912 по 1941 года, работал в Харькове, автор проектов в стиле конструктивизма, неоренесанса, декоративного модерна.

Эфрос Анатолий Исаевич (1925-1987) – кино- и театральный режиссер, Заслуженный деятель искусств РСФСР, родился и провел детские годы в Харькове, в 1984 году возглавил Московский театр драмы и комедии на Таганке.

Ландау Лев Давидович (1908 - 1968) – Лауреат Нобелевской премии по физике, с 1932 по 1937 годах возглавлял теоретический отдел Украинского физико-технического института в Харькове.

Либерман Евсей Григорьевич (1897-1981) – создатель первой в стране станции машинного учёта на машиностроительном заводе "Серп и Молот" и научно-исследовательской лаборатории экономики и планирования машиностроительного производства, с 1930 года работал в Харьковском инженерно-экономическом институте.

Лившиц Илья Михайлович (1917-1982) – физик, один из создателей современной динамической теории твердого тела и физики квантовых кристаллов, родился в Харькове, окончил Харьковский университет и Харьковский политехнический институт, работал в Харьковском физико-техническом институте.

Организация БИЛУ - организация еврейской молодежи в России. Название составлено из начальных букв слов библейского стиха "Дом Иакова! Вставайте и пойдем!", послужившего призывом к переселению в Палестину, чтобы заняться там сельскохозяйственным трудом. Возникла в 1882 г. как реакция на погромы 1881 г. на юге России, среди еврейской молодежи. Во главе организации стоял Исраэль Белкинд. Впоследствии центр Билу переместился в Одессу, откуда члены организации собрались отплыть в Страну Израиля.

Бекетов Алексей Николаевич (1862(?) — 1941) — архитектор, академик и доктор архитектуры и художник-пейзажист, определивший архитектурный облик Харькова с 1894 года, профессор Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, Заслуженный деятель искусств УССР. Автор более двадцати архитектурных шедевров, в основном в стиле русской классической архитектурной школы и модерн.

Гурченко Людмила Марковна (1935—2011) — актриса театра и кино, эстрадная певица. Народная артистка СССР, Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и Государственной премии Российской Федерации, родилась и пережила оккупацию в Харькове, училась в школе(гимназии) №6 и в музыкальной школе им. Бетховена, в 1953 году переехала в Москву. Среди лучших работ: "Двадцать дней без войны", "Сибириада", "Пять вечеров", "Вокзал для двоих", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Полеты во сне и наяву", "Любовь и голуби".

Cовременная еврейская община представлена рядом организаций. Прежде всего, это – хоральная синагога течения ХАБАД-Любавич, при которой действует кошерная кухня, махон, иешива, проводятся свадебные церемонии. В 2011 году для харьковчан распахнул двери своего нового здания Еврейский культурный центр ( ЕКЦ ) "Бейт Дан". Под эгидой ЕКЦ на общегородском уровне проводятся Дни еврейской культуры и клезмерские фестивали. Представлены и другие организации – Еврейское агентство для Израиля " Сохнут ", Израильский культурный центр при Посольстве государства Израиль в Украине, Международная еврейская студенческая организация "Гилель". Действует еврейская школа № 170, частный лицей "Шаалавим", детский сад № 140. Увековечиванию погибших в Дробицком Яру посвятили свою деятельность музей холокоста, Харьковский областной комитет "Дробицкий Яр".

До недавнего времени мест, где можно покушать кошерно было несколько больше, чем сейчас. В 2008 году в городе открылся первый кошерный еврейский ресторан "Шалом" по адресу переулок Короленко 19, но с весны 2011 он перестал быть кошерным. Сейчас мест, где можно покушать кошерно, два. Первое из них – это, непосредственно, сама синагога. По будням здесь можно заказать обед из трех блюд, купить выпечку и приобрести что-то в кошерном магазине.

Второе место – кафе "Местечко" - находится в здании Бизнес-центра (бывший Дом быта) возле железнодорожного вокзала на пересечении улиц Красноармейская (Червоноармiйська) и Полтавский шлях по адресу ул. Полтасвкий шлях 56, 2 этаж. Кухня молочная и парве, при просьбе упаковывают в дорогу. Работает "Местечко" ежедневно, кроме субботы, с 8:00 до 18:00, по пятницам до 15:00. Контактное лицо - Ешуа, тел. +38(057) 75-60-777

На развлечения и походы по магазинам. Харьков достаточно большой и интересный город. И кроме культурно-исторической программы вы могли бы интересно провести вечер, отправившись на прогулку.

Поскольку Харьков – город большой, найти здесь можно все, что душе угодно. Хотите одежду разных мировых брендов? Пройдитесь по улицам Сумской, Пушкинской, по площади Розы Люксембург и проспекту Ленина или съездите в ТРЦ "Даффи", "Караван", "Украина"... Нужно всего много, дешево и сердито? На рынке "Барабашово" есть ВСЕ. Да-да, именно все! Только на рынках нужно быть бдительным, ведь вокруг слоняется множество воришек, да и качество товаров оставляет желать лучшего. Категорически не рекомендуем покупать на рынке технику. Лучше воспользуйтесь услугами магазинов, в которых дают гарантию.
Фирменные подарки из Харькова – это продукция бисквитной и ювелирной фабрик. Большая часть харьковских сувениров продается на Университетской горке – месте в центре города, выше старого еврейского квартала. Там вы можете выбрать что-то на свой вкус. Мы предлагаем посмотреть и выбрать там картины, которые продаются в Покровском Сквере, расположенном там же.

Добраться в Харьков можно двумя способами – наземным и воздушным.
С Южного вокзала по всем направлениям ходят дневные и ночные, украинские и международные поезда. Со столицей город ежедневно соединяют 8 поездов.
Идут поезда в Россию (Адлер, Москва, Кисловодск, Санкт-Петербург, Уфа), Белоруссию (Минск, Могилев, Гомель, Брест), Азербайджан (Баку), Литву, и на большинство крупных украинских городов. С пригородами Харьков соединяют электрички, отходящие от станций Лосево, Левада, Новоселовка, Основа. От центрального автовокзала отходят автобусы в Россию, Испанию, Латвию. Автобусное сообщение Харькова с другими городами Украины хорошо развмто.
Аэропорт соединен воздушными путями с такими городами: Киев, Симферополь, Москва, Батуми, Вена, Стамбул, Дубаи, София, Тбилиси, Вена, Шарм эль Шейх, Хургада, Тель Авив. От аэропорта до 23:00 ходит маршрутное такси до метро, в ночное время придется брать такси. Наш совет: не садитесь в машину к встречным таксистам, вызовите машину по телефону, это, как минимум, безопаснее. Мы можем порекомендовать перевозчиков, услугами которых пользуемся сами.

  • "Русское такси", тел.: +38 (057) 728-22-82.
  • "Меркурий", тел.: +38 (066) 21-57-333, +38 (093) 37-28-555, +38(098) 72-10-666, +38 (068) 61-09-909
  • "Аист", тел.:15-58

Если нужна машина бизнес-класса, об этом следует сообщить по телефону. Стоимость вам тоже скажут сразу. Если вам нужен чек, сообщите об этом водителю до начала поездки. Развита инфраструктура общественного городского транспорта. По городу ездят автобусы, троллейбусы, маршрутные автобусы "маршрутки"), трамваи и даже метрополитен.

Выбор мест, где остановится в Харькове достаточно большой. Перечислить их все достаточно сложно. Самые крупные гостиницы – "Харьков" (****), "Чичиков" (****), "АВРОРА" (****), из более дешевых – "Мир" (***), "Националь" (***), "Динамо" (эконом-класс). Имеет место также посуточный съем квартир, как правило, в центре города.

О еврейском Харькове написано не так много. В конце 1990-х - начале 2000-х прошлое харьковских евреев и их культурное наследие освещал Вестник народного университета еврейской культуры в Восточной Украине "Истоки". В 1999 году в свет вышла книга Фреймана "Очерки из истории евреев Харькова" , а 3 года спустя, в 2002 году Александр Лейбфрейд издал книгу "Архитекторы-евреи в Харькове". В 2010 году силами участников нашего проекта была подготовлена карта "Еврейские адреса Харькова" и в приложение к ней снят фильм об истории евреев города, а год спустя искусствовед Евгений Котляр презентовал путеводитель "Еврейский Харьков"! Общие сведения по городу вы можете почерпнуть из телепередачи "Первая столица" и одноименной книги. Их автор, Константин Кеворкян, журналист, его текст непринужденный и читается легко.

Обращайтесь прямо к нам.

Для разных видов развлечений вам понадобятся разные наряды - вечерний для посещения в театра или филармонии, купальный если Вы запланировали поход на речку или в аквапарк, спортивный если Вы, к примеру, захотите, полазить по веревочному городку, покататься на коньках или освоить сноуборд в Харьковской Швейцарии, то без спортивного костюма вам не обойтись.

Тремпель - плечики для одежды, вешалка.

Змейка - застёжка-молния для одежды, обуви или аксессуаров.

Собачка - движок для застёжки-молнии.

Разбуваться (произносится как "раззуватся") - снимать обувь.

Поднос - разнос.

Кулек - целлофановый пакет.

Отксерить - сделать бумажную копию.

Скупляться - делать покупки.

Уплотить - оплатить, произвести оплату.

Ампулка - паста для ручки.

Вылазка - пикник на природе.

Локон - плойка для волос.

Тю, ля, шо - междометия не имеющие четко определённой смысловой нагрузки.

Кол-во просмотров: 3492
  • Карта местности
  • Интервью и видео
  • Фотомоменты - Харьков
  • Зарисовки художника - Харьков
  • Слова поэта
  • Путевые заметки

Задайте Ваш вопрос

Open

Для того, чтобы задать вопрос на сайте, залогиньтесь или зарегистрируйтесь, пожалуйста.