Анкета - Львов
-
История еврейской общины
- Еврейская жизнь до XIX века
- С XIX века до падения империи
- Межвоенный период
- Годы Холокоста
- От II-й половины 1940-х до 1991 года
- Независимая Украина
- Что увидеть?
- Где почувствовать еврейский дух?
- Кто вошел в историю?
- Как живет современная община местности?
- Где кошерно и вкусно покушать?
- На что не жалко потратить деньги?
- Что увезти с собой?
- Как лучше добраться?
- Где остановиться?
- Что почитать, посмотреть?
- Кого спросить, к кому обратиться?
- Что взять с собой в поездку?
- Полезные слова и выражения
Еврейская жизнь до XIX века
С XIX века до падения империи
Межвоенный период
Годы Холокоста
От II-й половины 1940-х до 1991 года
Независимая Украина
Город Львов, основанный в середине XIII века князем Даниилом Галицким на месте более ранних поселений, около 1272 года стал столицей Галицко-Волынского княжества. События от конца столетия до начала XIV века скупо освещены в источниках, однако известно, что со второй половины XIII и до конца XIV века во Львове были основаны две еврейские общины - городская (в еврейском квартале Львова) и предместная (в Краковском предместье). Их прихожанами были евреи, покинувшие Русь или немецкие и богемские земли. Примерно в тоже время во Львове поселились караимы.
Каждая из общин имела свою синагогу и другие общественные институции. Общим для двух еврейских и караимской общин было одно из старейших в Восточной Европе кладбище (киркут), которое упоминается с 1414 года и функционировало до 1855 года. В 1940-х годах после разрушений, причиненных германской и советской властью, на месте кладбища учрежден рынок (1947 год), известный как Краковский.
В 1356 году, евреи впервые упоминаются в документе о предоставлении Львову магдебургского права. Привилегии 1367 года подтвердили право евреев оседать в городе, и к 1385 году в книге магистрата уже фигурирует запись о еврейской улице.
Предположительно, одна из старейших городских синагог , синагога Волочко, стояла на земельном участке под названием "Олеский плац", который впоследствии выкупил Исаак Нахманович для возведения синагоги (1582), известной как "Турей Захав" или "Золотая Роза".
В синагоге Краковского предместья, ровеснице синагоги Волочко, находилась комната для заседаний кагала и библиотека. Во время войны 1648-1654 годов, иезуитского погрома 1664 года, турецко-татарских нашествий конца ХVII века этой синагоге, единственному каменному сооружению в квартале, неоднократно приходилось становиться оборонной твердыней. На противоположной стороне улицы в 1793 году построили бейт мидраш.
С 1555 до 1797 года в еврейском квартале Львова функционировала каменная синагога, возле юго-восточной части городских укреплений (ул. Староеврейская, 54). По требованию австрийских властей синагога была разобрана в 1797 году, а в 1799-1800 годах на этом же месте построили Большую городскую синагогу.
Евреи были важным звеном в торговле средневекового Львова, а также занимались арендаторством, кредитным делом и откупом налогов. В XVI веке в городе возникают первые еврейские цеха.
В 1772, после Первого раздела Польши, Львов, сменив имя на Лемберг, стал столицей австрийской провинции - Королевства Галиции и Лодомерии.
С объединением двух еврейских общин в 1756 году, в еврейском квартале появляются пятиэтажные дома. Скученность и теснота приводили к пожарам и эпидемиям. Нередкими были погромы. Это положение сохранялось до 1868 года, когда богатые евреи покинули гетто и в нем остались бедняки.
На протяжении 1787-1806 годов австрийская власть делает ставку на ассимиляцию через идеи еврейского просвещения Гаскалы. Просветителями основывается учительская семинария для учителей-евреев, а в 1842 году австрийские власти назначили в руководство еврейской общины представителей Гаскалы.
Первая в городе хасидская синагога (клойз) "Бейт хасидим" была построена в 1791 году на пересечении улиц Санской и Лазенной. Два года спустя на пересечении улицы Угольной и площади Теодора была открыта Талмуд-Тора нового направления, а с 1842 по 1844 годов построена синагога "Якоб Гланзер Шул".
Ортодоксальные раввины Львова, начиная с 1815 года неоднократно объявляли херем сторонникам еврейского просвещения так же, как ранее объявляли его хасидам. Тем не менее, в 1840 году во Львове была основана реформированная синагога - "немецко-еврейский молитвенный дом", на открытии которой присутствовали даже члены императорской династии.
Рос интерес и к высшему образованию. Во Львовском и Краковском университетах в 1882 году – евреи составляли 10% от общей массы студентов, в1900 году - почти 22%.
В 1848-1849 годах часть евреев приняли участие в революционных событиях.
В 1855 году во Львове на Пилиховских холмах открылось новое еврейское кладбище, а год спустя, там же, - новая синагога. В городе так же функционировали несколько небольших еврейских кладбищ, основанных в середине XIX и в начале XX века. К концу XIX века община Львова имела многочисленные синагоги, школы, библиотеку, филантропические организации, больницы, сеть хедеров.
С конца XIХ века и до Второй мировой войны Львов был одним из центров еврейского книгопечатания. С 1889 года в городе работал театр на идиш.
В 70-х, 80-х годах XIX века ввиду экономических трудностей растет массовая эмиграция. К началу ХХ века набирают популярность идеи религиозного сионизма.
В 1914–1916 годах многие из «поляков иудейского исповедания» стали участниками польского национально-освободительного движения, а в годы войны стали участниками польских легионов, организованных Юзефом Пилсудским.
Военные события 1914 года, привели к падению Австро-Венгрии, разрушили традиционный образ жизни еврейства, усилив в нем как ассимиляционные процессы, так и национальные движения.
В начале Первой мировой войны город был взят русскими войсками, что сопровождалось многочисленными погромами, грабежами, издевательствами и убийствами гражданского еврейского населения, были осквернены, разграблены и уничтожены сотни синагог и еврейских молитвенных домов. Евреям запрещались свободное передвижение. В начале 1915 года началась насильственная массовая высылка евреев из зоны военных действий в Полтавскую, Могилевскую, Черниговскую, Таврическую губернии. Архивные документы свидетельствуют, что евреяи-выселенцы не получали никакой поддержки от властей.
Десятки тысяч галицийских евреев бежали от наступающих российских войск в центральные и западные регионы Австро-Венгрии.
С начала лета 1917 года в Галицию возвращаются пленные евреи и беженцы из России. В декабре 1917, январе и феврале 1918 годов еврейские рабочие провели демонстрации и митинги с требованиями прекращения военных действий, введения восьмичасового рабочего дня и прочими требованиями.
1 ноября 1918 года Львов был провозглашен столицей Западно-Украинской народной республики (ЗУНР), которая задекларировала равноправие всех нацменьшинств края. Еврейские представители получили в Украинской раде 13% мест. В 1919 году после разгрома ЗУНР город отходит к Польше. В некоторых источниках упоминаются погромы 21-24 ноября 1918 года, памятник жертвам которых поставлен на Кортумовой горе. Погромы и насильственное рекрутирование в польскую армию побудили к созданию еврейской самообороны.
Часть евреев присоединилась к Украинской Галицкой Армии (УГА) в составе Жидовского куреня и других подразделений.
Согласно данным первой всеобщей переписи населения Польши от 1921 года еврейское население во Львове составляло 35%.
Общий уровень жизни оставался довольно низким. Положение усугублялось проявлением различных форм антисемитизма.
В 1919–1922 годах во Львове состоялись три конференции галицийского Хе-Халуца. С 1920 по 1923 год во Львове существовал дом Хе-Халуца, в котором жили и готовились к репатриации в Эрец-Исраэль большие группы участников движения, которые прибыли в Эрец-Исраэль в составе третьей алии 1919—1923 годов.
Львовская община была третьей по величине в Польше. Основой начального образования еврейских детей оставались хедеры и талмуд-торы. В 1920-х годах появился ряд школ с преподаванием на иврите и идише. Община имела три еврейские средние школы с преподаванием на польском языке, большую библиотеку, педагогический институт с преподаванием на иврите, который возглавлял раввин и историк Моше Шор, религиозно-национальную школу "Маттат", профессиональную школу и другие учебные заведения. Во Львовском воеводстве выходило 63 газеты на иврите и идиш. Упоминаются львовские газеты "Хвыля", "Лембергертогблат" и "Опиния". Двадцатые годы считаются временем расцвета еврейской культуры во Львове, в том числе еврейских театральных трупп.
Еврейские партии активно участвовали в политической жизни края. Рост антисемитизма, принявшего в 1935 году государственный характер, и общий экономический кризис отражались во всех сферах еврейской жизни. На выборах 1937 года, что в определенной степени связано с фашистской угрозой и растущей волной антисемитизма в Польше, впервые ведущие должности в еврейской общине Львова заняли сионисты.
С присоединением Львова к СССР, 22 сентября 1939 года, в городе нашли укрытие тысячи польских евреев, открылись государственные школы с еврейским языком преподавания, еврейские государственные библиотеки и курсы по изучению языка идиш, был возрожден еврейский театр (в качестве авангардного театра "Маска") под предводительством Иды Каминской. В начале июня 1941 года стала выходить газета на идиш "Дер ройтерштерн" и часовая передача на львовской радиостанции.
Однако уже с весны 1940 года были запрещены все еврейские организации. Многие активисты еврейского движения были депортированы в восточные районы СССР. По имеющимся данным, из Львова было выслано около десяти тысяч евреев.
2 июля украинская полиция сожгла синагогу на Старом Рынке. Начиная с 14 августа, были сожжены синагоги: Старая на улице Божничей (ныне Сянской), Большая (городская) на улице Боимов (ныне Стораеврейской), Новая на улице Шайнохи (ныне Банковой), Реформаторов на площади Старый Рынок, "Золотая Роза".
На территории Цитадели (ул. Грабовского, 11), был организован концентрационный лагерь, в котором были уничтожены свыше 140 тысяч советских, итальянских и французских военнопленных и концлагерь "Яновска" для уничтожения еврейского населения.
Летом вышло распоряжение об отличительных повязках для евреев, 8 ноября отдан приказ об организации гетто, ставшем третьим по величине после Варшавы и Лодзи, и самым большим в Украине. Евреям предписывалось переместиться в гетто до 15 декабря 1941 года.
В конце июля был создан Юденрат и Еврейская полиция, которая насчитывала до 500 человек. Внутреннее управление гетто осуществлял "Совет Старейшин», который решал, подчиняться ли приказам нацистов, предоставляя списки для лагерей смерти. Глава Львовского гетто, Йозеф Парнес (в других источниках Барнес) отказался предоставлять списки для трудовых лагерей, за что был убит нацистами.
Вначале в гетто создавались больницы, и даже небольшие производства для обмена их продукции на продукты. Нескольким волонтерским организациям было разрешено оказывать помощь евреям гетто, например "Żydowska Samopomoć Spoleczna" (Еврейская Организация Самопомощи). После отправки в трудовые лагеря, евреи продолжали получать продовольствие, медикаменты, одежду от Юденрата, но позже эта практика была прекращена. В Замарстынове, где находилось львовское гетто был подпольный хедер, действовала группа сопротивления под предводительством поэта Якова Шудриха. Участники сопротивления были выданы нацистам и погибли.
Зимой 1941—1942 годов нацисты начали отправлять евреев из Львовского гетто в лагеря Янов и Белжец.
С уменьшением еврейского квартала, к началу января 1943 года от него остался участок, объявленный "Юлагом", — под властью войск СС. В июне 1943 года гетто было ликвидировано, а все его обитатели уничтожены. Во время окончательной ликвидации вспыхнуло мощное вооруженное восстание, продлившееся 14 дней. По окончании ликвидации Львовского гетто оставшихся в живых евреев депортировали в Яновский лагерь.
Для уничтожения следов массовых казней, 15 июня 1943 года была создана зондеркоманда 1005, задача которой состояла в выкапывании и уничтожении трупов.
Известно, что расстрелы евреев производились в Скниловском и Лисиничском лесах. На территории Яновского концлагеря и в его окрестностях найдено более 60-ти площадок с закопанным в них пеплом и перемолотыми костями.
В 1982 году Игорь Малишевский вместе с испанским режиссёром Арнальдо Фернандесом создал документальный фильм "Восемь тактов забытой музыки", в котором сделал достоянием гласности историю лагерного оркестра в Янове. Во время повешения заключенных оркестру приказывали исполнять танго, вошедшее в историю как – "Танго смерти", во время пыток — фокстрот, а иногда вечером оркестрантов заставляли играть под окнами начальника лагеря. Фото оркестрантов было одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе.
Несколько тысяч детей было спасено активистами польской правительственной организации Zegota. Евреев укрывали и в монастырях и церквях Украинской греко-католической церкви. Среди спасшихся в соборе Святого Юра во Львове был ортодоксальный раввин Давид Кахане и семья погибшего реформистского раввина города Иезекииля Левина . Когда 27 июля 1944 года советские войска взяли Львов, в нём оставалось менее 300 евреев, прятавшихся в городе и канализации.
В 1992 году львовские евреи поставили памятник героям и жертвам гетто. Не нем изображен старик, поднявший руки к небу.
На "Цитадели" 11 апреля 2011 года воздвигнут памятный деревянный крест без надписи, но с венками. На территории бывшего концлагеря с крестом соседствуют автостоянки, архив библиотеки имени Стефаника, склады, гостиница "Цитадель", а в бывших казармах (где в годы войны содержали тысячи заключенных) разместился Volksbank.
После войны устав львовской религиозной общины не был утвержден властями; общине запретили оказывать материальную помощь евреям, организовывать артели. Тем не менее в 1946 - 1947 годах иудейская община оказывала материальную и помощь в трудоустройстве нуждающимся жителям Львова.
В феврале-марте 1946 года сотрудники госбезопасности арестовали во Львове евреев, занимавшихся организацией нелегальной эмиграции; часть из них была связана с организацией Ихуд с центром в Лодзи. В 1947 году глава общины, Лев Сеpебpяный, был аpестован оpганами Министерства государственной безопасности.
На короткое время возобновил свою работу театр (улица Мицкевича, дом 18). Весной 1946 года коллектив поставил спектакль "Великий выигрыш" по Шолом-Алейхему. После начала массовой кампании борьбы с космополитизмом коллектив был разогнан. Режисёр - Александр Друз, опасаясь репрессий, уехал из города.
В 1947 году еврейское кладбище было окончательно уничтожено, а на его месте начал работу Краковский рынок.
Своеобразным островком еврейской жизни стала квартира Мордехая Шенкара, были предприняты попытки организовать сбор пожертвований в пользу Израиля. Все это вызвало резкое недовольство советских властей. Был разогнан "Союз еврейской молодежи".
После закрытия последней львовской синагоги и снятия еврейской религиозной общины с регистрации в 1962 году, утратило свой статус новое еврейское кладбище, где после окончания войны были захоронены останки расстрелянных. Еврейских захоронения присоединили к находящемуся рядом христианскому Яновскому кладбищу.
Еврейский некрополь во Львове официально перестал существовать. Территорию еврейского кладбища на Знесенье передали под автобазу, а на площади еврейского кладбища в Кульпаркове разместили домостроительный комбинат.
Не смотря на массовый отъезд западно-украинских евреев в Польшу, а оттуда – в Палестину, США, страны Западной Европы, 70-м XX века в городе Львове проживало более 30000 евреев.
На 1989 год во Львове проживало 12837, по состоянию на 2001 год 1900 евреев. Таким образом, количество евреев сократилось более, чем в 15 раз.
В перестроечные времена во Львове возникло Общество еврейской культуры им. Шалом Алейхема. В 1989 году, благодаря энтузиазму группы артистов во главе с режиссёром Марком Бацияном, в городе возродился еврейский театр-студия.
Тогда же, в 1989 году Обществу еврейской культуры была возвращена синагога на Угольной.
В 1996 году львовская мэрия выставила на аукционную продажу земельные участки вдоль улицы Базарной (бывшей Шпитальной), расположенные на древнем еврейском кладбище. Представители еврейской общественности выразили протест, переросший в конфликт с городскими властями и, судя по всему, победили.
В 2010 году во Львове прошел международный открытый конкурс архитектурных, дизайнерских и ландшафтных проектов по следующиим направлениям: Площадь синагог, Мемориальный парк "Бесойлем – Дом вечности", Яновский концлагерь. К апрелю 2011 года были подведены итоги конкурса.
16 августа 2012 года львовские евреи вынуждены были выйти на митинг протеста и пикет Львовского горсовета против строительства торгового комплекса, способного обрушить здание, где молились их деды и отцы.
Львов впитал в себя архитектуру множества эпох и культур, ансамбль исторического центра города внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Национальные особенности оставили отпечаток в архитектуре Львова, что отразилось на зданиях армянского квартала, а также на дверных косяках домов на Староеврейской улице, сохранивших выемки от мезуз.
Древние памятники архитектуры сосредоточены под Замковой горой - церковь Святого Николая (ХIII век), придворный храм галицийских князей, и костел Святого Иоанна Крестителя (ХIII век), построенный для супруги князя Льва Констанции.
В колокольне Собора Святого Юра находится самый старый памятник украинского литейного ремесла - колокол, отлитый в 1341 году, а также усыпальница князя Ярослава Осмомысла, кардинала Сильвестр Сембратовича, митрополита Адрея Шептицкого, Иосифа Слипого. Ровесник Собора Юра, Доминиканский собор известен подписанным в 1707 году в его стенах договором России и Речи Посполитой против шведов, и съемками фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра", проходившим здесь же. Также в Доминиканском соборе находится Музей истории религии с экспозицией предметов иудаики, а рядом – пороховая башня и башня Корнякта, ставшая одним из символов Львова. Невозможно представить город и без Латинской кафедры и комплекса Бернардинского монастыря.
Площадь Старый Рынок, древнейшая во Львове, в ХІІ веке была центром города. В 1349 году, после завоевания Львова польским королем Казимиром ІІІ Великим, центр Львова перенесли к современной площади Рынок, а площадь Старый Рынок осталась центром Краковского предместья, в котором, главным образом, проживало еврейское население.
Современная площадь Рынок, ратуша и ренессансные дома вокруг нее являются уникальными памятниками европейской архитектуры.
В период австрийского владычества было возведено здание театра оперы и балета, а занавес "Парнас", практически ровесник театра, украшает его и ныне. Уникальным местом является Лычаковское кладбище, где на протяжении нескольких столетий хоронят уважаемых горожан, политиков, ученных, военных, религиозных деятелей, а также представителей научной и культурной элиты.
Любителей природы и садово-паркового искусства ждут парки им. Богдана Хмельницкого, Ивана Франко, парк "Высокий замок", Стрыйский, Лычаковский и Снопковский парки, "Железная вода", "Знесенье", "Шевченковский гай", "Погулянка".
Прогуливаясь по сердцу еврейского квартала - Староеврейской улице, обратите внимание на косяки дверей домов. В некоторых местах еще можно еще увидеть следы от мезуз. На пощади трех синагог поднимите голову вверх, и на стене одного из домов Вы увидите отпечатки куполов разрушенной нацистами Золотой Розы. Посетите еврейскую больницу. В хорошем смысле слова. Здание, ныне принадлежащее родильному отделению 3-й горбольницы, построено в мавританском стиле с большим выложенным разноцветной плиткой куполом.
Чтобы понять, что такое сегодня еврейская жизнь во Львове, посетите две синагоги – на ул. Вугильна (Угольная) и на ул. Братьев Михновких, 4, обратив особое внимание на росписи, как на отреставрированные, так и на недавно открытые.
Львов подарил еврейскому народу плеяду великих раввинов и законоучителей, среди которых:
- Давид бен Шмуэль Галеви(1586—1667) – создатель иешивы в Остроге, автор "Турей Загав"
- Цви-Гирш Ашкенази – глава общины Нидерландов, раввин синагоги "Турей Загав", автор "Хахам Цви"
- Выдающиеся талмудисты Яков Оренштайн и Иосиф Саул Натанзон.
- Калман Вармейза (из Вормса), Ихошуа Фальк и Авраам Раппапорт Шрензелс - ректора Львовской иешивы, раввин Хаим Раппапорт, наложивший херем на франкистов, первый реформистский главный раввин Львова Авраам Кон, отравленный религиозным фанатиком в 1848 году.
Однако, не только известные раввины прославляли Львов своими трудами, но и авантюрист Джакомо Казанова (1725-1798), первопечатник Иван Федоров, организатор первой почты на территории Украины Роберто Бандинелли, еврейский философ Мартин Бубер, общественный деятель Симон Визенталь.В течение многих веков во Львове жили и выступали композиторы:
- Мартин Леополит (1530-1589) – органист, композитор, придворный музыкант Сигизмунда II Августа.
- Кароль Липинский (1790-1861) – скрипач
- Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (1791-1844) – композитор
- Мориц Розенталь (1862-1946) - австрийский пианист еврейского происхождения
- Войцех Киляр (род. 1932) – польский композитор, автор музыки к многочисленным фильмам
С городом Льва связано творчество оперной певицы Соломии Крушельницкой и современных исполнителей: Святослава Вакарчука (группа "Океан Эльзы"), Анжелики Варум, Лолиты Милявской.
Львов посещали многие монархи: Казимир III (1352), Петр I (1707), Иосиф II (1760). История о том, как карета австрийского монарха застряла в грязи львовских дорог стала притчей во языцех. А украинский гетман Богдан Хмельницкий – выпускник львовского иезуитского коллегиума.
Среди евреев, родившихся во Львове: военный советник Мао Цзэдуна Якоб Розенфельд, российский политик Григорий Явлинский, крупный российский предприниматель, банкир Михаил Фридман.
Во Львове родились, жили или работали: политик Михаил Грушевский, академик Иван Крипякевич, историк польского еврейства Меир Балабан, политик и дипломат Шимон Ашкенази; шахматисты Леонид Штейн, Олег Романишин, Александр Белявский; математики — Стефан Банах, Альфред Лотка, Рихард Эдлер; биолог Рудольф Вейгль; экономист Людвиг фон Мизес; лингвисты Ежи Курилович, Соломон Лурье.
Посещали город Оноре де Бальзак, Шолом-Алейхем.
Львов проходит сквозь биографии журналиста Матвея Ганапольского, основателя нового театра в Украине Леся Курбаса, актера и режиссера Амвросия Бучмы, польского режиссёра Леона Шиллера, польских театральных режиссёров и педагогов еврейского происхождения, переживших оккупацию Львова Эрвина Аксэра и Александра Бардини, актера и режиссера Анджея Жулавски, театральных деятелей Романа Виктюка, Богдана Ступки, Леонида Ярмольника, художника-графика Александра Аксинина.
Современная община представлена рядом организаций. Светскую еврейскую жизнь Львова представляют всемирное студенческое движение Гилель, Всеукраинский еврейский благотворительный фонд "Хесед Арье". Хесед реализует музейную программу "По следам галицких евреев" и уже несколько лет организовывает Дни еврейской культуры на общегородском уровне.
На базе Яков Глянцер Шул действует Львовское общество еврейской культуры им. Шолом Алейхема. Издается газета Шофар.
Проводятся богослужения в отреставрированной синагоге Бейс Аарон ве Исраэль на улице Братьев Михновских, дом 4, тел. +38(032)233-05-24
Выдвинуты несколько проектов по облагораживанию площади трех синагог, однако, пока, ни один из них не воплощен в жизнь.
Кошерное питание при синагоге на ул. Братьев Михновских 4 организует жена главного раввина Львова и Западной Украины Мордехая Шломо Болда - Сара. О питании следует договориться заранее, связавшись с Сарой по телефону +38(050)955-55-55, или по почте sarabald5@gmail.com.
При наличии большой группы, или организации банкета кошерное питание организовывает ресторан Иерусалим (ул. Мечникова 39, возле Лычаковского кладбища тел.+38 (032) 260-02-08). Без предварительной договоренности заведение работает в формате кошер-стайл, а в меню входят множество традиционных блюд, приготовленных по домашним рецептам.
Кофейня "Штука", хотя и не может похвастаться кашрутом, обладает особым колоритом. Надписи на идиш у входа и предметы старины, вплоть до умывальника, передают настроение старого Лемберга. И никаких декораций – все настоящее.
Среди гостей города пользуются большой популярностью тематические кафе сети LOKAL, ставшие своеобразной визитной карточкой города. В доме, прилегающему к площади трех синагог (на этом месте, а том числе, находилась разрушенная во время войны Золотая Роза), действует кафе "Под Золотой Розой" или кнайпа. Особенностью этого заведения служит отсутствие цен в меню: поели - извольте поторговаться!
Время, проведенное во Львове, запоминается надолго. И если вы еще колеблетесь, как провести вечер, зайдите на сайт творческого объединения "Дзыга". Анонс ближайших мероприятий подан и на сайте LvivTour.com.ua.
Жемчужина города - Национальний Академический театр опери и балета им. С.Крушельницкой, изображенный на купюре номиналом 20 гривен. А рядом, с театром, в здании, известном львовянам и гостям города благодаря сидящей у подножия купола статуе Свободы, разместился Музей этнографии и художественного промысла.
Широко известны в стране, и за рубежом театр им. Леся Курбаса, а также театр им. Марии Заньковецкой, с которым связано творчество Богдана Ступки, лучшего исполнителя роли Тевье-молочника.
Ежегодно во Львов приезжают неравнодушные люди из многих стран, дабы поучаствовать в самых разнообразных фестивалях.
Обладающий глубокой историей город, богат на музейные учреждения – Музей истории и религии (содержащий, к слову, коллекцию книг и предметов иудаики), исторический музей, являющий собой комплекс зданий, размешенный на площади Рынок, городской Арсенал (есть еще королевский арсенал, это отдельное здание), к которому примыкал еврейский квартал, аптека-музей, а также, из современных, музеи пива, почты и прочее. И, конечно же, дворец Потоцких.
Сувениры еврейской тематики в летнее время продаются во дворике ресторана "Под Золотой Розой" на ул. Стороеврейской. А в доме напротив (и не только) на первом этаже поселился уютный сувенирный магазинчик, где водится все от чашек-магнитов-открыток до изысканных необычных подарков.
Мы советуем привезти из Львова книги. Во-первых, потому что за относительно невысокую цену здесь можно приобрести интересную литературу (к примеру, в известном магазине на проспекте Тараса Шевченка, 8, именуемом Українська книгарня). А во-вторых, потому что на местном блошином рынке, обосновавшемся за Успенской церковью, в букинистических рядах Вы найдете редкие фолианты. Торг уместен!
Еще один колоритный львовский сувенир – кофе и все, что с ним связано. Во Львовськой мануфактуре кофе (улица Братьев Рогатинцев, дом 7, тел. +38(096)828-51-97) кофе при вас перемалывают на ручной машине и упаковывают.
И, разумеется, где кофе, там и шоколад. В центре города есть места, как например, Мастерская шоколада , мимо которых невозможно пройти не отведав сладости. Шоколад здесь делают вручную, и даже самый привередливый гурман найдет себе что-то по душе.
Попасть во Львов можно на воздушном и наземном транспорте.
Автобусным сообщением Львов соединен с городами Галиции, Буковины, Волыни, Закарпатья, и Киевом. Через Львов курсируют автобусы в Польшу, Чехию, Прибалтику, Италию, Испанию, Россию, Германию.
Железные дороги связывают Львов с Киевом, Харьковом, Одессой, областными центрами Западной и Восточной Украины, карпатскими курортами и Крымом. Также есть сообщение с Болгарией, Россией, Венгрией, Польшей, Беларусью, Молдовой.
Международный аэропорт "Львов" им. Данила Галицкого, связывает город со столицей Украины, а также с Австрией, Германией, Россией, Турцией, Польшей, Румынией, Италией.
На сайте виртуального тура по Львову приведен перечень гостиниц приятной и дешевой ценовых категорий.
Адреса некоторых хостелов и отелей с указанием цен размещены на сайте "Островок".
Гостиницы более престижной категории перечислены на сайте LvivTour.com.ua.
Перечень квартир для посуточного съема подан на ресурсах "Miete" и "Как дома".
Выбирая жилье, обратите внимание на расстояние до центра города и, хоть во львовских гостиницах и хостелах беспроводной интернет вошел в норму, все же, убедитесь в наличии Wi-Fi.
Еврейскую историю Львова невозможно воспринимать в отрыве от общей истории.
На сайте Центра туристической информации Вы найдете записи о места, которые стоит посетить, и событиях, на которых стоит побывать, а также информацию по транспорту и размещению. Аналогичная информация есть на сайте Городского совета и на ресурсе lvivguide.info.
В сети выложено множество видео-сюжетов о городе – документальный полуторачасовой фильм о Львове и 4-х минутный ролик Euronews. Сервису для туристов во Львове Новый канал посвятил 10-й выпуск программы "Ревизор" (часть съемок проводилась в ресторане "Под Золотой Розой").
В 2011 году был номинирован на Оскар польский фильм Агнешки Холланд "В темноте" ("W ciemności") – история 8-летней Кристины Хигер и её родителей, спасшихся от смерти в львовской канализации, экранизированная на основе автобиографической книги "Девочка в зеленом свитерке".
Любителям истории мы рекомендуем посетить блог Манкурты, почитать статьи Иосифа Гельстона и "Синагоги Львова" Оксаны Бойко, труды Якова Хонигсмана, Ивана Монолатия, Назара Васькова, Катажины Котынской (укр. Катажина Котинська), Жанны Ковбы, дневники раввина Львова Давида Кахане и Янины Хешелес.
Менее доступны издания книг Майера Балабана, писавшего по-польски и Максимилиана Гольдштейна, считающихся фундаментальными среди исследователей.
Ольга Лидовская, тел. +38(067) 682-02-57 - гид, руководитель музейной программы "По следам галицких евреев" при ВБЕФ "Хесед-Арье" с удовольствием покажет город и ответит на интересующие Вас вопросы.
Львов – город дождей, и, следовательно, важным атрибутом Вашей поездки будет зонт. Центр города замощен брусчаткой. Надевайте ту обувь, в которой вам будет комфортно. А еще лучше до поездки отметить для себя круг достопримечательностей, которые планируете осмотреть. Если же у Вас такой возможности не было, карты и путеводители по городу продаются в центральных газетных киосках и в книжных магазинах – "Книгарня Є", "Книгарня Наукового Товариства ім. Т. Шевченка", и в других местах.
Львов, Львів или Лемберг – город множества культур, оттого и речь львовян, как губка, впитывала польские, украинские, немецкие, еврейские слова. Так возник "балак" - особый диалект польского языка, насыщенный украинизмами. Балак не следует путать с львовской гварой (говором). Балак сформировался в результате заимствования в польский из украинского языка, гвара же возникла из смеси польского, украинского, немецкого и еврейского (идиш) языков.
Батяр – авантюрист, гуляка, сорвиголова, способный на различные затеи и рискованные шутки.
Варьят – ненормальный, безумный, сумасшедший.
Вертеп – традиционный украинский странствующий кукольный театр; новогодние представления переодеваниями и устоявшимся набором персонажей.
Высокий замок – гора, на которой находились древние укрепления.
Гуцулы – этническая группа восточных славян, проживающая в Карпатах.
Жид – еврей (заимствовано из польского языка). Во Львове это слово не считается ругательным.
Камьяныця (камяница) – каменное здание, дом.
Киркут – кладбище.
Кнайпа (польск.) – питейное заведение (в просторечье).
Колежанка - подруга.
Колыба – традиционная деревянная ресторация с конусовидным куполом и открытым огнем по центру.
Корчма – питейный дом.
Окописько – кладбище (еврейское).
Подзамче – окольный город, в котором находились княжеские терема.
Предместье – заселенный район за стеной средневекового города.
Эмфитемзис – знак "вечной" аренды в виде печати-барельефа на доме.