Логотип: Евреи на карте Украины
  • Шрифт:
  • Размер шрифта 60%
  • Размер шрифта 80%
  • Размер шрифта 100%
  • Размер шрифта 130%
  • Размер шрифта 160%

Анкета - Меджибож

  • История еврейской общины
    • Еврейская жизнь до XIX века
    • С XIX века до падения империи
    • Межвоенный период
    • Годы Холокоста
    • От II-й половины 1940-х до 1991 года
    • Независимая Украина
  • Что увидеть?
  • Где почувствовать еврейский дух?
  • Кто вошел в историю?
  • Как живет современная община местности?
  • Где кошерно и вкусно покушать?
  • На что не жалко потратить деньги?
  • Что увезти с собой?
  • Как лучше добраться?
  • Где остановиться?
  • Что почитать, посмотреть?
  • Кого спросить, к кому обратиться?
  • Что взять с собой в поездку?
  • Полезные слова и выражения

Время появления еврейской общины
Община до революции
Ранний советский период
Годы Холокоста

Впервые Меджибож упоминается в 1146 году. С конца XII века город принадлежал Галицко-Волынскому княжеству, где в городах существовали ремесленно-купеческие колонии немцев, армян и евреев. В 1241 году город был захвачен Золотой Ордой. С того времени летопись о нем умалчивает. И только в 1362 году Меджибож упоминается вновь в списках замков, в которых отстраиваются новые каменные крепости, – он выполняет роль форпоста на границе Великого княжества Литовского и Золотой Орды.

В XIV-XVI веках Великое княжество Литовское стало пристанищем для многих преследуемых и гонимых евреев Западной Европы. Способствовало массовому переселению евреев и приглашение правителей Литвы, адресованное купцам, ремесленникам, финансистам, способным содействовать развитию экономики: торговли, ремесел, финансов в государстве. Один из примеров - назначение в 1509 году меджибожского еврея Либермана сборщиком королевских налогов и освобождение его от подсудности любой власти, кроме королевской.

Первое известное упоминание о еврейской общине в Меджибоже относится к 1511 году, когда было издано королевское постановление, предоставлявшее ей налоговые льготы. В 1566 году король Сигизмунд II Август подтвердил привилегии евреев, освободив их от налогов и пошлин.

К началу XVII века община Меджибожа была одной из крупнейших на Подолии. К 1661 году, по завершении восстания Богдана Хмельницкого 1648–1653 годов, там осталось всего несколько еврейских домов и два постоялых двора. Тем не менее, несмотря на продолжавшиеся казацкие набеги, численность еврейского населения вновь начала расти и к 1765 году уже достигала 2039 человек.

Со второй половины XVII века Меджибож стал важнейшим центром зарождавшегося хасидизма. В 1740 – 1760 годах здесь основал первую хасидскую общину Исраэль бен Элиэзер Баал Шем Тов (БЕШТ), затем Меджибож стал резиденцией его преемников, в частности цадика Баруха бен Иехиэля из Меджибожа, при дворе которого жил герой народных сказаний знаменитый острослов Гершеле Острополер. Здесь родился и провел детские годы основатель брацлавского направления в хасидизме рабби Нахман из Брацлава, внук БЕШТа. С 1815 по 1827 годы, до ужесточения цензуры, в городе издавались хасидские сочинения.

После второго раздела Польши (1793 год) Меджибож – местечко Подольской губернии Российской империи. К 1897 году в городе проживало более 6000 евреев при общей численности населения 8164 человека. Погромы XIX века евреев Меджибожа почти не задели - в апреле 1882 года размещенный в Меджибоже гарнизон предотвратил погром, который пытались устроить толпы местных крестьян. В начале ХХ века евреи Меджибожа приняли активное участие в сионистском движении. В 1921 году члены Хе-Халуца репатриировались в Эрец-Исраэль.

В начале 1919 года силами отряда еврейской самообороны под руководством Я. Мушлина была подавлена попытка местных крестьян устроить еврейский погром. Но в том же году кровавый погром в Меджибоже организовали солдаты украинской Директории.

Октябрьская революция, гражданская война, отмена черты оседлости привели к сокращению еврейского населения. На 1926 год в Меджибоже оставалось 4614 евреев (58,2% всего населения), а в 1939 году - 2347 (51,64% населения).

До середины 1920-х годов еще функционировали десять синагог и молитвенных домов, шесть хедеров. К концу 1920-х годов большинство синагог было закрыто, еврейские организации распущены. В 1922 году в Меджибоже была открыта еврейская начальная школа, в 1929 году - средняя. В 1929 году в окрестностях Меджибожа был организован еврейский колхоз, принявший в начале 1930-х годов, во время голода на Украине, многих украинских крестьян.

По иронии судьбы город, получивший Магдебургское право в 1593 году, в советское время дотянул только до статуса поселка городского типа (с 1924 года).

Помещение Бейт-Мидраша, основанного Баал Шем Товом и бережно сохраняемые хасидами шапка, посох и кресло великого Праведника просуществовали до 1941 года.

Немецкие войска захватили Меджибож 7 июля 1941 года.

Евреев отправляли на принудительные работы по прокладке дорог, строительству аэродрома, в каменоломни.

Осенью 1941 года было создано гетто. Скученность, тяжелые работы, избиения, почти полное прекращение снабжения евреев продовольствием способствовали массовой смертности от голода и тифа. 14 апреля 1942 года 220 мужчин из гетто были отправлены сопровождать немецкую воинскую колонну на фронт. Все они были уничтожены. 22 сентября 1942 года большинство обитателей гетто были расстреляны нацистами и украинскими полицаями в оврагах у берега Буга.
Около 100 молодых людей были заключены в Летичевский концентрационный лагерь. Подавляющее большинство из них было уничтожено.

Лишь несколько евреев Меджибожа были спасены украинскими крестьянами из окрестных сел. После окончания войны около двух десятков еврейских семей вернулись в город.

В 1967 году на месте расстрела был поставлен памятник.

Послевоенные годы – годы окончательного исхода коренного еврейского населения из Меджибожа. В 1950-х годах была разрушена синагога, построенная в XVI веке. К 1981 году в Меджибоже оставалось три еврейские семьи, а к 1989 году - пять человек.

С конца 1980-х годов Меджибож - место массового паломничества хасидов США, Израиля и других стран.

В 2000 году, в связи с 300-летием со дня рождения Исраэля бен Элиэзера Баал Шем Това, рядом с еврейским кладбищем была построена синагога. Дома на улице, ведущей к мавзолею БЕШТа, выкуплены хасидами, а таблички с названием улицы переведены на иврит (или на идиш - написание имени на двух языках тождественно). Надгробные плиты, которые были перемещены в музей Меджибожского замка, возвращены на место. На том месте, где размещался дом учения цадика, вновь выстроена синагога, напоминающая старую, с черно-белых фотографий. Ремонтируется синагога Аптера.

В Меджибоже сохранились два старинных еврейских кладбища. На одном из них, где находится могила Баал Шем Това, похоронены и несколько его последователей.

До родника БЕШТа, иногда за определенную плату, предлагают подвезти местные жители. Когда вам еще удастся прокатиться на телеге? Так что не отказывайте себе в этом небольшом экстриме.

Место, где располагалось еврейское гетто (в 1941 – 1942 годах), по словам жителей Меджибожа, находится в районе местного парка. Но нужно спрашивать.

Меджибожский замок (XIV - XVI веков) особенно хорош летом. С башен крепости, к которым ведет деревянная винтовая лестница, открывается изумительный вид на город. Кроме того, в замке находится краеведческий музей, а в нем - экспозиция, посвященная истории евреев Меджибожа.

Верующие евреи, и в первую очередь хасиды, посещают могилы Баал Шем Това, Аптера и других цадиков, которые похоронены на старом еврейском кладбище.

Посещают также могилу великого еврейского шутника и автора поговорок Гершеле Острополера. На его могиле многие тоже оставляют записки - ведь его имя осталось в народе наряду с именами великих хасидских праведников.

Исраэль бен Элиэзер Баал Шем Тов (также Баал-Шем и БЕШТ - акроним от Баал Шем Тов, что означает "Обладатель доброго имени"; около 1700 – 1760 года) - основоположник и хасидского течения в иудаизме.

Сыркес Иоэль бен Шмуэль (известен под акронимом БАХ от Байт хадаш - "Новый дом"; 1561 – 1640 годы) - один из наиболее выдающихся талмудистов Польши, автор книги "Байт хадаш" - критического комментария к "Арба турим" Яакова бен Ашера. Был раввином и председателем раввинского суда в городе Меджибож.

Гершеле Острополер
(Хершеле; вторая половина XVII века) - полулегендарный шут и бадхан, герой еврейского фольклора, плут и озорник в духе Хаджи Насреддина, первый в плеяде еврейских острословов, автор множества еврейских анекдотов.

Барух бен Иехиэль из Меджибожа
(1757 – 1810 годы) - хасидский цадик, внук Исраэля бен Элиэзера Баал Шем Това, раввин города Тульчин (в 1780 - 1788 годах) содержал в Меджибоже свой двор.

Нахман из Брацлава (аббревиатура МОХАРАН - от морену ха-рав Нахман - "наш учитель рабби Нахман"; 1772 – 1810 годы) - внук Исраэля Баал Шем Това, один из духовных лидеров хасидизма на Украине, основатель его брацлавского течения, родился и провел свои детские годы в Меджибоже.

Гершко Иосифович Кваша (псевдоним Григорий Оленев; 1881 - ? год) – русский журналист, математик и переводчик.

Илья Львович Френкель
(1903 - 1994 годы) - советский поэт, автор слов песни "Давай закурим", русского текста гимна Коминтерна и других советских песен.

В Меджибоже похоронен и рабби Авраhам-Йеhошуа-Гешель из Апты, он же рав Аптер (Апт - название на идиш уездного польского города Опатов Сандомирского воеводства), реб Велвл Кицес.

Меджибож – место рождения литературного героя - Ильи Исааковича Френкеля, героя повести Гершеля Полянкера "Дэр лэрэр фун Мэджибож"("Учитель из Меджибожа").

Говорить о возрождении общины не приходится, поскольку сейчас евреев-уроженцев Меджибожа, в городе не осталось. Мы, все же, встретили одного еврея, который живет в Меджибоже, но родом он из других мест. На момент нашего приезда (2011 год) ему исполнилось 95 лет. Жена его умерла, а дети живут в России.

Кошерная столовая находится в новой синагоге возле оhеля БЕШТа. Это единственное место, где можно покушать кошерно, но об этом следует договориться заранее с представителем еврейской общины города Хмельницкий - Александром Файнгольдом, тел. +38 (067) 6-111-770.

Автотуристический комплекс "Меджибіж", в котором можно покушать не кошерно, а просто вкусно, находится в 30 км от Хмельницкого в сторону Винницы, у поворота на Меджибож. Там же, кстати, есть мотель, душевые и туалет. Адрес: село Требуховцы, улица Хмельницкого, 1/1, тел. +38 (03857) 9-72-50.

В самом городе мест, где можно покушать нет. Зато есть магазинчик, где можно прикупить съестного, но лучше заранее запастись провизией. Как замечено на одном из сайтов: "Еду лучше брать с собой - если у вас нет охотничьего ружья, пообедать вам не грозит".

Потратить деньги не жалко на посещение Меджибожского замка и музея при нем.

Иногда от новой синагоги ходит запряженная лошадью повозка, на которой можно проехаться к роднику БЕШТа и обратно.

Сувенирный магазин находится внутри крепости, а когда приезжают организованные группы на могилу БЕШТа, местные жители выставляют сувениры напротив новой синагоги. Однако, в расчете на иностранных туристов, цены держат высокими.

Если вам посчастливится попасть на фестиваль "Стародавній Меджибіж", то у вас будет возможность пострелять из луков и арбалетов, приобрести сувениры ручной работы, попробовать блюда средневековой кухни и увидеть толпы людей в средневековых костюмах.

Еврейский сувенир Меджибожа – металлический медальон с изображением синагоги БЕШТа. Но самое главное - увезти с собой массу новых впечатлений и памятных фотографий.

С городом нет железнодорожного сообщения.

Доехать до Меджибожа можно на маршрутном такси или на автобусе (в сторону Летичева), которые ходят от центрального автовокзала города Хмельницкий и с автовокзала, находящегося недалеко от железнодорожного вокзала (за привокзальной площадью). Ехать меньше часа. Маршрутка проезжает возле замка. Обратно можно вернуться на такой же маршрутке - как увидите возле озера ожидающих людей у дороги, так это и есть "остановка".

Маршрутки в сторону Винницы (от автовокзала рядом с железнодорожным вокзалом города Хмельницкий) также идут в направлении Меджибожа. Нужно заранее попросить водителя остановиться у поворота на Меджибож (на трассе Хмельницкий-Винница), а от трассы пройти порядка 2-3 км. пешком в сторону поселка.

Паломники останавливаются в двух местах: в здании местной синагоги и в небольшом домике-хостеле возле нее по адресу: улица Баал Шем Това, 18. Об этом, опять-таки, нужно договариваться заранее с представителем еврейской общины города Хмельницкий Александром Файнгольдом, тел. +38 (067) 6-111-770.

Для путешественников построен Автотуристический комплекс "Меджибіж", тел.: +38 (03857) 97-111, +38 (03857) 98-619.

Почитайте рассказы и легенды о БЕШТе, благо их есть великое множество, посмейтесь над шутками острослова Гершеле Острополлера.

Материалы по истории Меджибожа и его еврейской общины вы найдете на официальном сайте города, на сайте "Центр еврейской жизни Житомира и Западной Украины", а также в энциклопедических словарях.

Очень информативны украиноязычные сайты: "Архітектурні та природні пам’ятки України", "Замки та храми України", "Державний історико-культурний заповідник Меджибіж", Портал мерій України.

А если хотите легко и непринужденно узнать понемногу обо всем, загляните на сайт "Достопримечательности Украины: путешествия и фотоохота".

Кроме того есть много видеоматериалов на "YouTube".

Поскольку еврейской общины в городе нет, по всем вопросам следует обращаться в общину города Хмельницкий к Александру Файнгольду, тел. +38 (067) 6-111-770.

По всем остальным вопросам обращайтесь в местную администрацию к председателю или секретарю поселкового совета. Контакты: 31530, Хмельницкая область, Летичевский район, поселок городского типа Меджибож, улица Пушкина, 5. Тел. +38 (03857) 9-71-66.

В поездке вам пригодится удобная закрытая обувь. На большем кладбище (не на том, где могила цадика, а на другом) растет крапива и колючие кустарники. На роднике БЕШТа весной дорога грязная и размытая, но если вы все же решили испить воды из целебного источника, то, опять-таки, наденьте непромокаемую обувь, а с собой захватите пустую бутылку.

"Кто хочет вытащить ближнего из грязи, должен cам опуститься в грязь, чтобы подать руку помощи"

р. Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов

"Благословение друга важнее, чем благословение ангела"

р. Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов

"Грешники как зеркала: их грехи — отражение зла, которое затаилось во всех нас"

р. Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов

"Тот, кто говорит о земных или небесных делах так, словно они ему понятны, — еретик"

р. Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов

"Торговец сначала дает попробовать товар бесплатно, а затем ему платят полной мерой. Так же поступает и Создатель"

р. Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов

"Я выйду в одну дверь и войду в другую"

р. Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов, последние слова

Кол-во просмотров: 120
  • Карта местности
  • Интервью и видео
  • Фотомоменты - Меджибож
  • Зарисовки художника - Меджибож
  • Слова поэта
  • Путевые заметки

Задайте Ваш вопрос

Open

Для того, чтобы задать вопрос на сайте, залогиньтесь или зарегистрируйтесь, пожалуйста.