Логотип: Евреи на карте Украины
  • Шрифт:
  • Размер шрифта 60%
  • Размер шрифта 80%
  • Размер шрифта 100%
  • Размер шрифта 130%
  • Размер шрифта 160%

Анкета - Одессa

  • История еврейской общины
    • Еврейская жизнь до XIX века
    • С XIX века до падения империи
    • Межвоенный период
    • Годы Холокоста
    • От II-й половины 1940-х до 1991 года
    • Независимая Украина
  • Что увидеть?
  • Где почувствовать еврейский дух?
  • Кто вошел в историю?
  • Как живет современная община местности?
  • Где кошерно и вкусно покушать?
  • На что не жалко потратить деньги?
  • Что увезти с собой?
  • Как лучше добраться?
  • Где остановиться?
  • Что почитать, посмотреть?
  • Кого спросить, к кому обратиться?
  • Что взять с собой в поездку?
  • Полезные слова и выражения

Время появления еврейской общины
Община до революции
Ранний советский период
Годы Холокоста

Время появления Одессы до сих пор является объектом спора среди историков. Первые евреи могли быть жителями греческих колоний в IV (V) - II веке до нашей эры, или генуэзской фактории Джинестра в ХIІІ веке. Ряд ученых выдвигает теорию о еврейских корняхнародов, населявших северное Причерноморье, начиная с VII века до нашей эры.В конце XIV века, поселение, оказавшись в Золотой Орде, получает турецкое имя Хаджибей. Еврейские надгробия, найденные в "турецком слое" в центре современной Одессы, датируются 1770-ми годами и подтверждают, что евреи жили здесь еще до основания Одессы. По договору 1791 года земли между Южным Бугом и Днестром, а также крепость Хаджибей переходит к России.Три года спустя уже имеем упоминание о бурно развивающемся портовом городе, обладающем высоким уровнем самостоятельности в торговых делах.

Государственная политика поощряла переселение на эти земли. Евреи, обосновывающиеся в Одессе, занимаются мелкой торговлей, ремеслом, торговлей зерном, строительным лесом, бакалейными и мануфактурными товарами, становятся сотрудниками иностранных, в основном, греческих, и российских хлеботорговых компаний, где работают агентами, маклерами, оценщиками, кассирами, весовщиками, грузчиками.

К началу XIX века в Одессе, ставшей центром Новороссийского края, проживают около 300 еврейский семей. При Дюке Ришелье, покровительствовавшем иудеям, еврейская община Одессы сформировалась окончательно, действовала хасидская община, но только к концу века наметилось бурное оживление этого движения. На должность раввина был приглашен Ицхок Рабинович (из города Бендеры). В 1820-х годах в Одессе начали селиться иностранные евреи, преимущественно из Германии и Галиции, которые принесли Просвещение в еврейские общины, породив, тем самым, противостояние просвещенного и традиционного еврейства.

В 1841 году в Одессе была открыта первая в России реформистская, она же и первая в России хоральная, синагога, получившая название Бродской, т.к. была основана выходцами из Брод. Новое двухэтажное здание Главной синагоги "оппонентов" было возведено в 1850 году архитектором Франциском (Францем Осиповичем) Моранди, имевшем европейскую известность. К 1855 году в Одессе насчитывалось четыре синагоги и 34 молитвенных дома, а через пол столетия - 7 синагог и 45 молитвенных домов. Эти здания связаны с именами архитектора Феликса Осиповича Коллович, канторов Нисана Блюменталя и Пинхася Минковского, дирижера Давида Новаковского, которого современники называли "еврейским Бахом".

Во второй половине XIX – первой четверти XX века Одесса стала третьим в мире городом по количеству еврейского населения (после Нью-Йорка и Варшавы). Почти пятая часть общей численности еврейского населения города составляло гильдейское купечество. К 1910 году евреям принадлежало 7 из 10 банков города, более 40% фабрично-заводских предприятий, почти 90% торговли зерном через Одесский порт, ставший вторым по значению в Российской империи, все 59 мастерских по пошиву женской одежды. Действовали еврейские профессиональные общества.

В это же время в Одессе появляется еврейская интеллигенция - врачи, нотариусы, адвокаты, художники, скрипачи, писатели и поэты, историки, математики. К 1917 году Одесса стала одним из крупнейших в России центров еврейского образования. Формируется еврейская светская культурная среда.

В то же время Одесса стала первым из городов России, где евреи подверглись погромам (1821 и 1859 года). Причиной была торгово-экономическая конкуренция, основными участниками действа были местные греки и матросы греческих судов. Продолжением "конкурентной борьбы" стал трехдневный погром сотен еврейских шинков, лавок и домов 1871 года, организованный греческими купцами. В этом и последующих погромах 1881 и 1886 годов уже участвовали массы русских и украинских жителей города. Администрация не останавливала погромщиков. Наоборот, во время погрома 1881 года за организацию еврейской самообороны было арестовано около 150 человек, большинство - студенты Новороссийского университета. 18-20 октября 1905 года в Одессе и примыкавших к ней районах произошел самый кровавый погром за всю историю города: было убито около 400 евреев, 50 тысяч остались без крова. Еврейская самооборона и студенческая милиция пытались остановить погром, и в первый день им это удалось. Но против них были брошены войска, использовавшие артиллерию.

Погромы и усиливающийся антисемитизм привели к процессу переоценки ценностей, к усилению палестинофильских, а затем сионистских тенденций. В 1882 году в Одессу из Харькова переместился центр организации Билу, здесь действовали группы Ховевей Цион, а в 1889-1893 годах находилось руководство ордена Бней-Моше (одним из лидеров которого был Ахадха-Ам). Работала единственная официально зарегистрированная в России сионистская организация - Одесский комитет Общества вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине. В 1902 году в Одессе был организован кружок Поалей-Цион, с 1904 года издававший свой журнал на русском языке "Сионистская рабочая хроника". А с 1906 года в Одессе находился Центральный комитет одноименной социал-демократической партии. Сионисты и Бунд приобретали все больший вес и в общине, получив, в частности, в 1918 году во время выборов в правление общины, наибольшее количество мест.

Отдельная тема – криминальная еврейская Одесса. Многим знакомы экранные образы Соньки–Золотой Ручки, Мишки Япончика… Есть мнение, что именно в одесской тюрьме была придумана азбука перестукивания, заложены азы блатного жаргона ("фени"), понятия "рэкет" и "крыша" также зародились в Одессе, где "искусство жить" во многом зависело от степени приспособления к почти всегда соседствующему бандитизму на разных "культурных" уровнях. И даже, говорят, анархия тоже "была изобретена на Малой Арнаутской".

Вспыхнувшая в 1914 году первая мировая война резко изменила ситуацию. В Одессе появляются евреи-беженцы и евреи, в принудительном порядке выселенные из западных губерний, которых опекает созданный в 1914 году Еврейский комитет помощи жертвам войны. Пункты Общества здравоохранения евреев "Капли молока", организованные для снабжения молоком грудных детей, обслуживают также и не еврейское население.

После февральской революции 1917 года, неоднократно менялась власть, оживилась деятельность еврейских политических партий и общественных организаций. Продолжала выходить сионистская литература, газеты еврейских политических партий. Из 188 различных изданий на иврите, вышедших в свет в России в 1917-1919 годах, 109 были изданы в Одессе.

В Главное Эмиграционное Бюро, созданное в Одессе, спасаясь от погромов, бесконечных реквизиций и окончательного обнищания, прибывали еврейские беженцы, искавшие выход в немедленной эмиграции, в том числе в Палестину. Одесским комитетом Хе-Халуц были основаны в Эрец-Исраэль сельскохозяйственные колонии Реховот и Хадера. Выезд не прекращался даже в годы гражданской войны.

Тогда же освобожденный по амнистии Мишка Япончик, частично из уголовников, организовал Еврейскую революционную дружину самообороны, благодаря которой городу удалось избежать погромов периода гражданской войны.

7 февраля 1920 года в город вошли части Красной Армии, окончательно установив советскую власть. После голода 1921-1922 годов в Одессе осталось примерно половина населения довоенного времени, 324 000 жителей. Интеллигенция и наиболее квалифицированная часть населения переселялись в Москву, Ленинград, на Урал и другие центры промышленного строительства первых советских пятилеток. Тем не менее, ускоренными темпами из руин подымались национализированные заводы и фабрики, возрождался Одесский порт, город развивался как курорт.

Общественная и культурная жизнь оставшегося еврейского населения Одессы была подчинена евсекции губкома ВКП(б) с целью "коммунистического воспитания еврейских народных масс" и создания новой социалистической еврейской культуры, базирующейся на языке идиш: существовала еврейская совпартшкола, были организованы милицейские отделения и районные суды с языком идиш в качестве основного. Национализировались имеющиеся и открыты десятки новых еврейских учебных заведений всех уровней. Почти до конца 1930-х годов выходило несколько периодических изданий на идиш, работали еврейские библиотеки, музей Менделе Мохер Сфорима. В 1935 году открыт Одесский еврейский театр. Параллельно искоренялись старые еврейские организации ОЗЕ, ОРТ и другие. К концу 1922 года произошла чистка местного аппарата "Еврейского общественного комитета по оказанию помощи пострадавшим от погромов" . Но еще некоторое время, в 1921-1922 годах, благодаря представительствам зарубежных организаций в городе продолжал работу Еврейский комитет помощи жертвам войны, действовало Одесское отделение Общества здравоохранения евреев. В нелегальных условиях, продолжали действовать группы Хе-Халуц. В начале 1920-х годов возникло движение еврейских скаутов (цофим), превратившееся в 1922 году в Ха-Шомер ха-цаир. Дальнейшая судьба участников неизвестна.

Конец НЭПа окончательно ликвидировал торговлю - фундамент, на котором возникла Одесса. Ликвидация религиозных общин, репрессии против интеллигенции и духовенства изменили культурную основу города. В 1928 году были ликвидированы еврейские отделения и учебные заведения. В 1938 Постановлением ЦК КП(б)У "О реорганизации национальных школ в Украине" функционирование этих школ признавалось вредным и необязательным явлением, а затем национальную школу захлестнула волна репрессий. Для ареста и расстрела как участника "контрреволюционной организации", например "сионистской", достаточно было брать или давать уроки иврита. Согласно далеко не полным данным "Одесского Мартиролога" из примерно 33000 дел репрессированных в Одесской области евреи составляют не менее 2050 человек. Из них, по материалам архива, было расстреляно 516 человек.

Тем не менее, перед войной в Одессе, занимавшей третье место в Украине после Киева и Харькова, по количеству жителей, евреи, пережившие революцию, гражданскую войну и репрессии, составляли почти треть - около 180 из 600 тыс.

К 16 октября 1941 года, началу оккупации города немецко-румынскими войсками, в Одессе находилось около ста тысяч евреев. В первые же дни оккупации айнзацгруппы и солдаты из Румынского оперативного эшелона начали уничтожение коммунистов, комсомольцев, евреев. Расстрелы и виселицы на Привокзальной площади, Куликовом поле, Александровском проспекте, Александровском садике, где были повешены сотни маленьких еврейских детей. Недалеко от площади Толбухина, на Люстдорфской дороге в пороховых складах были сожжены по разным данным от 23000 до 28000 мирных жителей, и пленных советских воинов. Военные историки подчеркивают, что сожжение людей - не немецкое, а румынское изобретение, впервые примененное в Одессе. Так экономили патроны.

В конце октября раздраженный большими потерями в боях под Одессой и взрывом военной комендатуры диктатор Антонеску объявил о переходе к политике полного уничтожения еврейского населения, а 16 декабря 1941 года потребовал от губернатора Транснистрии Георге Алексяну "очистить" от евреев Одессу, не дожидаясь принятия решения по этому вопросу в Берлине. Тысячи евреев, мужчин и женщин, были расстреляны или сожжены заживо в пригородном селе Дальник. В ноябре – декабре началась высылка евреев из города в Доманевский район Одесской области. Позже, для удобства депортации, указом от 2 января 1942 года было создано гетто на Слободке, куда в течение 3-х дней, начиная с 10 января 1942 года были обязаны явиться все оставшиеся в живых евреи. В лютые январско-февральские морозы 1942 года для десятков тысяч одесских евреев из Слободского гетто начинался последний путь всемирно известными дорогами смерти, которые начинались от железнодорожной станции Сортировочная:

Одесса – Виноградное (Вормс) – для одних, и
Одесса – Березовка – Мостовое – Доманевка – Ахмечетка – Богдановка (либо Карловка) – для других.

Последний эшелон ушел приблизительно 20 февраля.

На месте, где начиналась "дорога смерти" одесских евреев, в Прохоровском сквере, сейчас установлен памятник работы Зураба Церетели.

Освобождения в городе дождались всего 600 евреев… Они жили по фальшивым документам, скрывались в одесских катакомбах, некоторых укрывали русские, украинцы, болгары. Евреи участвовали в борьбе одесского подполья, составляли значительную часть бойцов партизанских отрядов, базировавшихся в катакомбах.

Мы не можем, с целью объективности, не привести слова Людмилы Восковых, пережившей ужасы лагерей в 10-летнем возрасте: "Конечно, были и среди простых немцев и румын добрые люди, спасавшие евреев, прятавшие, и даже те, кто подкармливал людей в гетто. Но таких людей становилось все меньше – за спасение евреев расстреливали абсолютно всех".

За 29 месяцев и 27 дней оккупации в Одесской области расстреляны, повешены, сожжены, заживо зарыты в землю 279631 человек. Из них 22169 детей. Угнаны в рабство в Румынию и Германию 56101 человек. При этом Чрезвычайная комиссия отметила, что "не считает окончательной цифрой указанное количество, в особенности по городскому населению".

Война и послевоенная разруха, спровоцировали в Одессе всплеск преступности. Легенды о декриминализации послевоенной Одессы, связанные с назначением летом 1946 года Командующим войсками Одесского округа Жукова, нашли отражение в многосерийном художественном фильме "Ликвидация".

Недолго, с 1944 по 1947 годы, часть передач одесского радио велась на языке идиш. В 1947 году режиссеру Одесского еврейского театра Эфраиму Баруховичу Лойтеру удалось собрать труппу, проработавшую как передвижная, до 1948 года.

Началась борьба с "безродным космополитизмом", которая для еврейского искусства обернулась настоящим погромом: выдающиеся деятели еврейской культуры были физически уничтожены или отправлены в Гулаг. Она же повлекла за собой увольнение евреев с постов и должностей вне зависимости от сферы деятельности, аресты. В 1950–60-х годах в одесских газетах неоднократно проводились кампании за закрытие единственной городской синагоги...

Пятилетняя травля евреев в послевоенные годы образовала непреодолимую пропасть между ними и государством. В Одессе снова появились сионистские группы и кружки, которые возглавил Иосиф Хорол и Алексей Ходоровский. Органы госбезопасности вылавливали участников этих групп и отправляли в ГУЛАГ на срок от 10 до 25 лет.

Во второй половине 50-х годов появился еврейский самиздат. Были и те, о ком позже написал отказник Давид Шехтер: "Мы не занимаемся диссидентством, мы евреи, ищущие свои корни, свой Закон и свою веру". Этот круг был общим для Одессы, Москвы, Ленинграда. Шло тесное общение.

Согласно официальной переписи, в 1959 году еврейское население города составило 106700 человек (16%), по переписи 1970 года, в Одесской области проживало 117223 евреев (10763 назвали идиш родным языком).

Блестящая победа Израиля над объединенными армиями арабских государств в Шестидневной войне не только пробудила в сердцах советских евреев чувство национальной гордости, но и усилила их отчужденность от государства-союзника врагов Израиля. В Одессе в конце 60-х действовали две сионистские группы: одна, под руководством Абрама Шифрина, включала Рейзу Палатник и Ишаяху Авербуха, вторую возглавлял Моше Мелхер. В 1969 году количество разрешений на выезд из страны по израильской визе достигло почти трех тысяч. В 1968–1978 годах из Одессы выехало 17370 евреев: 3940 (27,7%) - в Израиль, 13431 (73,7%) - в другие страны, главным образом в США. Но число евреев, безуспешно добивавшихся права на репатриацию, намного превышало эту цифру.

В начале 1980–х годов одной из самых распространенных форм деятельности еврейских активистов стало преподавание иврита. В Одессе москвич Юлий Кошаровский организовывал летние лагеря-семинары для учителей иврита.

В 1979 году окончание периода "разрядки" в отношениях между Востоком и Западом означало для евреев практическое прекращение выезда из СССР. Наступила эпоха массового длительного "отказа". В этих условиях, когда число отказников исчислялось десятками тысяч, возросла роль культурной работы, особенно домашних семинаров, которые действовали и в Одессе. Большой популярностью пользовались домашние пуримшпили, один из которых (1987 год) описывает в своих воспоминаниях Давид Шехтер.

Во второй половине 1980-х годов возобновился массовый выезд евреев Одессы в Израиль, США и другие страны. Исчез из речи знаменитый одесский акцент - акцент людей, которые говорили по-русски, а думали на идиш. Исчезли эти люди, исчезла и та Одесса, которую все так любили, исчез одесский характер, для которого Бабель даже придумал новое слово – «жовиальность» (от франц. jovial – радующийся жизни, жизнелюбие, жизнерадостность).

Еврейская жизнь начала возрождаться в Одессе с середины 1980-х годов. В 1990 году основано Общество еврейской культуры.

В 1992 году общине было возвращено здание синагоги, в которой теперь размещается ХаБаД.

Главной вехой возрождения еврейской жизни стал факт передачи здания синагоги по ул. Еврейская, 25 общине в 1996 году. Через 2 года было открыта иешива, началась реконструкция. В 2008 году британский еврей Ави Шиммел подарил синагоге свиток Торы. Сейчас еврейская жизнь в городе представлена двумя общинами - хасидской (ХаБаД) и литваками. Община литваков в городе Одессе - самая крупная на Украине, ей принадлежит здание центральной синагоги.

Из светских организаций действуют Еврейский культурный центр Бейт Гранд, Израильский культурный центр при посольстве государства Израиль, музей истории евреев Одессы "Мигдаль Шорашим", представительство всемирного еврейского агенства "Сохнут", Музей "Холокоста – жертв фашизма" Одесской региональной ассоциации евреев – бывших узников гетто и нацистских лагерей.

В 2010 и 2011 годах в Одессе проводилась конференция Лимуд.

Мы уверены, что каждый найдет в Одессе уголок по сердцу. Катакомбная, литературная и архитектурная, еврейская и криминальная Одесса очаровательна в любое время года… Вы можете обратиться к профессионалам в туристические агентства, в частности, агентство "Тудой-Сюдой", посмотреть ссылки на портале "Одесса туристическая" или просто поискать информацию в интернете и печатных изданиях по интересующему Вас вопросу. Сведения о музеяx Вы найдете на Официальном сайте города Одесса. Если у Вас будет возможность, советуем посетить музей Одесской киностудии.

Самые известные достопримечательности Одессы: оперный театр, знаменитая Потемкинская лестница, получившая мировую славу после фильма "Броненосец Потемкин", Приморский бульвар, памятник Дюку Де Ришелье, картинная галерея, дом-стена, Воронцовский дворец, рынок "Привоз"... Можно пройтись по Дерибасовской, сделать фото на память на 12-м стуле Остапа Бендера в Горсаду, зайти на Соборную площадь и выбрать картину для своей коллекции на выставке произведений одесских художников. Можно спуститься по Потемкинской лестнице к зданию морского вокзала и посмотреть на океанские круизные лайнеры, высотой с пятиэтажный дом, пройтись из парка Шевченко в Аркадию по "дороге здоровья". Если после этого хватит здоровья – ботанический сад Одесского национального университета, выставка цветов и ландшафтного дизайна на Французском бульваре, дендропарк на площади 10 апреля, музыкальный фонтан, Дворец спорта с его заезжими исполнителями ждут Вас. Все это находится практически в одном месте, можно спокойно добраться пешком.

Множество необычных памятников приятно порадуют глаз: апельсину, Антилопе-Гну (по Ильфу и Петрову), герою фильма "Ликвидация" Давиду Гоцману, жене моряка, Сашке-музыканту, Рабиновичу, грядущему одесскому гению, и даже джинсовому Дюку, ибо по одной из версий джинсы были изобретены вовсе не в Америке, а здесь, в Южной Пальмире.

Для молодежи отдых в Одессе не обойдется без знаменитых ночных клубов и дискотек Аркадии. Детям будет интересно посетить дельфинарий "Немо", зоологический парк и цирк. Программы разнообразных заведений, где можно провести досуг, в обилии выложены в афише today.od.ua.

Те же, кто располагает временем и хочет самостоятельно углубиться в еврейскую историю Одессы или поискать документы об истории своей семьи может заранее договориться о работе в Государственном архиве Одесской области или в Одесской национальной научной библиотеке им. Горького.

Зайдите в старый дворик в центре или на Молдаванке, его не нужно будет искать, он сам вас встретит, распахнув свои красно-кирпачные обьятия. Вы можете просто бродить по этим бесконечным дворам и заблудиться не столько в улочках, сколько в своих ощущениях и ассоциациях. Для фанатов сериала "Ликвидация" - побродив там и дойдя до улицы Калантаевской, 25, вы можете найти и один знакомый вам дворик.

Одесситы часто говорят, что "Привоз уже не тот". Так вот, вы таки придите на Привоз и начните торговаться, а там судите сами тот он или нет.

Ещё сходите к порту, морскому вокзалу, прогуляйтесь по набережным. Вообще еврейский дух в Одессе можно почувствовать везде, главное только захотеть его почувствовать.

Относительно количества знаменитостей еврейского происхождения, которые жили и работали в Одессе, городу в цветущих акациях нет равных.

В 1881 году в Одессу переехал крупный писатель, основоположник еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорим, названный с легкой руки Шолом-Алейхема "дедушкой еврейской литературы". Жил и трудился Мойхер-Сфорим здесь ровно до революции.

В 1886 году в тридцатилетнем возрасте в Одессе поселился и будущий духовный вождь общества "Бней Моше" Ахад-Гаам (Ашер Гинзберг), один из зачинателей еврейского национального движения, выдающийся публицист, писатель и мыслитель, который оказал большое влияние на творчество поэта Хаима-Нахмана Бялика и первого президента Израиля Хаима Вейцмана.

Одесситом был и Владимир Жаботинский - поэт, журналист, дипломат, общественный деятель, оратор и воин - второй видный лидер сионизма после Теодора Герцля. Выходцами из Одессы были глава палестинофильского движения Лев Пинскер, образованный врач, автор известной работы "Автоэмансипация", и его заместитель, талмудически образованный еврей Моше Лейб Лилиенталь, считавший Одессу "новым городом".

Единственная в России газета на идише в девятнадцатом веке как приложение к первой ивритской газете "Гамелиц" называлась "Кол мевасер" ("Голос сообщающий") и выпускалась в Одессе Александром Цедербаумом.

Из этого города родом Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, и профессор Михаил Вайман - все выдающиеся скрипачи, и многие другие.

Писатели - Ефим Зозуля, Илья Ильф, Исаак Бабель, Вера Инбер, Юрий Олеша, Аркадий Аверченко сумели донести необыкновенный одесский колорит, обрисовать характерные персонажи своего времени.

Известные артисты - Леонид Утесов, Фаина Раневская стали идолами советской эпохи.

А что уж говорить о юмористах! Михаил Жванецкий, Яков Левинзон, Олег Филимонов, Роман Карцев, Валерий Хайт. А прибавить к этому "Маски шоу", "джентельменов", КВН-щиков!

Но самая знаменитая каста одесского общества - это городские воры. Про них здесь ходят легенды. В истории уголовного мира царский России не было равных Соньке Золотой Ручке, содержавшей школы малолетних воров в Одессе и Лондоне, Мишки Япончика, ставшего прообразом Бени Крика по прозвищу Король из рассказов Бабеля. Тиара скифского царя Сайтоферна, которую изготовил ювелир-самоучка Израиль Рухимовский стала самой известной подделкой Лувра. После разоблачения аферы Рухимовский переехал в Париж и долгое время выполнял заказы барона Эдмона Ротшильда.

Современная община представлена рядом организаций.

"Душа Одессы" - это ее главная синагога, расположенная на углу улиц Еврейской и Ришельевской (ул. Еврейская, 25). В этом здании находится приемная главного раввина города и области, и Одесский Еврейский университет. Община, которая базируется в этом здании относится к течению литваков.

Другая община - ХаБаД - размещается по ул. Осипова, 21, тел. (048) 728 07 70. При этой общине действуют синагога, школа, университет, детский сад, иешива, детский дом, ресторан, издается газета, а летом организовываются детские лагеря.

Большое здание в центре города (ул. Нежинская, 77/79, тел. (048) 700 40 52/53) занимает Еврейский культурный центр "Бейт Гранд".

При общинном центре "Мигдаль" (ул. Малая Арнаутская, 46-а, тел.: (048) 37 21 28, 777 07 18) есть библиотека, еврейский музей (ул. Нежинская, 66), театр и множество программ.

Светские организации также представляет Израильский культурный центр, Сохнут (Большая Арнаутская, 17), Гилель (ул. Греческая, 7, офис 1, тел. (048) 725 060 00).

Мест, где можно покушать кошерно в Одессе несколько.

Во-первых, это ресторан Хеврон на ул. Ришельевская, 30.

В ресторане "Розмарин", что на Малой Арнаутской вам предложат не только традиционную кухню евреев Восточное Европы, но и современные израильские деликатесы. Также здесь готовят на вынос ("Шелахмонес-меню"). Интересно, что здание этого заведения строилось первоначально как столовая для нуждающихся евреев.

Кошерные суши готовит "Япончик". Заведение бесплатно доставляет еду на дом. В этом случае минимальная сумма заказа 100 грн., а для поселка Котовского и Таирова - 150 грн.

Национальный академический театр оперы и балета - то, место, которое лучше один раз увидеть, чем много услышать о нем. Сходите в оперу , уверяем Вас, это того стоит.

Обязательно посетите "Привоз"! Свежая рыба и всевозможные морские деликатесы славят этот город. А еще здесь дешевые фрукты и виноград.

Некоторые музеи бесплатные, т.е. экскурсия проводится на добровольные пожертвования: музей кино (с экскурсией на киностудию), музей Холокоста, еврейский музей. Большинство музеев имеют установленную стоимость за посещение и экскурсионное обслуживание.

Гордость горожан - археологический музей. Его собрание египетских древностей - третье по величине в бывшем СССР.

Ночная жизнь в Одессе тоже активная: Кокос, Парк, Золотой Дюк, Плазма, Сады Победы... А ежели Вам не по вкусу клубная жизнь и Вы предпочитаете живую музыку и дружественное общение, сходите в арт-кафе. Благо, таких в Одессе немало. Андеграунд-пабы с караоке и пивными вечеринками и рок-концертами, кафе-бутики с литературными вечерами и презентациями дизайнерских сумочек. Проще говоря, в этом городе Вы найдете любые развлечения под свое настроение.

Сувениров, которые можно привезти из столицы юмора, великое множество. Тут и словарь Одесского языка, и капитанские фуражки, паспорт Одессита, коробочки с Одесским воздухом, и конечно же, стандартные кружки-брелки-магниты.

Любителей антиквариата и нумизматики Одесса также порадует интересными предложениями.

Самое "сувенирное место" - Соборная площадь (около Преображенского собора). Недалеко от нее находится легендарный Пассаж.

Из Харькова в Одессу ежедневно ходит фирменный поезд "Чайка". Он отправляется в 18:08 и прибывает в 08:19 (за исключением 14,16,18/11/2011, когда поезд прибывает в Одессу на час позже). Назад он отходит из Одессы в 18:51 и прибывает в Харьков в 8:50. Перед поездкой рекомендуем уточнить расписание поездов.

Со столицей Украины Одессу соединяют поезда "Аркадия", "Хаджибей", "Черноморец" и другие.

Также есть недорогие авиабилеты из Киева (к примеру, Аэросвит Эйрлайнз). Полет длится 1ч. 10 мин. Из Харькова в Одессу прямого авиасообщения нет.

Несколько автостанций соединяют Одессу не только с крупнейшими городами Украины и России, но и с европейскими столицами.

Спектр мест, где можно переночевать, достаточно широкий: две звезды ("Пассаж", "Виктория", "Центральная"), три ("Александровский"), четыре ("Ришельевская") и даже пять звезд ("Отрада", "Маристелла").

Однокомнатная квартира обойдется вам 30-40 $ за сутки, двухкомнатная 50-60 $, а трехкомнатная 70-80 $.

Одесской цивилизации, как иногда называют этот культурный феномен, посвящены сотни книг и статей, отснятых фотографий и роликов. Прочно вошел образ Одессы и в кинематограф: в 1912 году одесситы уже смотрели первый художественный фильм - криминальную драму "Одесские катакомбы". В 1919 году на базе частных кинофабрик возникла Одесская киностудия художественных фильмов. В историю мирового кинематографа Одесса вписана фильмом Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", который также снимался в Одессе. Кроме художественного кино, еще до революции на Французском бульваре действовало киноателье "Мирограф", где снимали городскую хронику. А первые киносъемки в мире, как считают одесситы, сделал механик – самоучка Иосиф Тимченко на одесском ипподроме. Его "Скачущий всадник" и "Копьеметатель" были показаны в январе 24-го в Москве на съезде врачей и естествоиспытателей.

Еврейская тема тоже проработана основательно. В частности рекомендуем Вам сайт центра "Мигдаль". Чтобы не казаться смешными в своих попытках объять необъятное, мы просто рекомендуем Вам набрать на любом языке в поисковике слово Одесса, одесситы или одесские писатели, евреи Одессы или любое ключевое сочетание, например Пушкин (или любая иная фамилия) в Одессе… Не ошибетесь!

Туристические агентства предоставляют массу услуг. Разноликая Одесса - криминальная, музыкальная, катакомбная, литературная, историческая, винная, морская, храмовая и дворовая, киношная, курьезная и, конечно же, еврейская гостеприимно раскрывается перед гостями.

Экскурсии по еврейской Одессе проводят сотрудники Еврейского музея (ул. Нежинская, 66), а аналогичный маршрут для иностранцев проводит на иврите и английском проводит агентство JKTours.

Со своей стороны, мы также можем порекомендовать Анну Александровну Мисюк - ведущего специалиста и одну из создателей Одесского литературного музея, знатока еврейской Одессы. Блестящий литературовед, ученица Юрия Михайловича Лотмана и просто человек, влюбленный в свой город. Для того, чтобы связаться с ней можно воспользоваться контактными данными музея: тел. (048) 722 33 70, litmuseum@yandex.ru.

Одна из вещей, которая окажется полезной в вашей поездке - это карта. Бесплатный электронный справочник с картой города, контактами организаций и маршрутами городского транспорта предоставлен для скачивания на портале 2ГИС. Есть версии для компьютера и для мобильного телефона. А вообще ориентироваться по городу просто, поскольку все улицы пересекаются под прямым углом.

Своим языком одесситы гордятся. И не зря, ведь местный говор настолько разнообразный и богатый на словесные обороты, что продаются даже отдельные словарики одесского языка. До недавнего времени в среди старых одесситов Вы могли услышать такие выражения:

  • Я имею сказать до Вас пару слов
  • Не расчесывай мне нервы!
  • Не делайте мне беременную голову!

Существует и особый "блатной язык", слова которого легли в основу русского сленга. При чем большая часть сленговых слов ведет свое происхождение от однокоренных выражений на иврите или идиш. К примеру, вот эти слова:

Ботать (ивр. "битуй", выражение) - выражаться.
Клифт (ивр. "халифа", костюм) - пиджак.
Ксива (ивр. "ктива", документ) - документ.
Марвихер (ивр. "мавриах", зарабатывает) - вор высокой квалификации.
Мастырка (ивр. "мастир", прячу, скрываю)- фальшивая рана.
Малина (ивр. "малон", отель, приют) - место сбора воров.
Мусор (ивр. "мосер", предатель) - милиционер.
Параша (ивр. "параш", всадник) - ведро в тюремной уборной.
Стырить (ивр. "мастир", прячу, скрываю) - украсть.
Феня (ивр. "офен", способ) - способ.
Фраер (идиш. "фрей", свобода) - свободный, человек, не сидевший в тюрьме.
Шмон (ивр. "шмоне", восемь - время обыска в одесских тюрьмах) - обыск

Кол-во просмотров: 105
  • Карта местности
  • Интервью и видео
  • Фотомоменты - Одессa
  • Зарисовки художника - Одесса
  • Слова поэта
  • Путевые заметки

Задайте Ваш вопрос

Open

Для того, чтобы задать вопрос на сайте, залогиньтесь или зарегистрируйтесь, пожалуйста.