Логотип: Евреи на карте Украины
  • Шрифт:
  • Размер шрифта 60%
  • Размер шрифта 80%
  • Размер шрифта 100%
  • Размер шрифта 130%
  • Размер шрифта 160%

Анкета - Умань

  • История еврейской общины
    • Еврейская жизнь до XIX века
    • С XIX века до падения империи
    • Межвоенный период
    • Годы Холокоста
    • От II-й половины 1940-х до 1991 года
    • Независимая Украина
  • Что увидеть?
  • Где почувствовать еврейский дух?
  • Кто вошел в историю?
  • Как живет современная община местности?
  • Где кошерно и вкусно покушать?
  • На что не жалко потратить деньги?
  • Что увезти с собой?
  • Как лучше добраться?
  • Где остановиться?
  • Что почитать, посмотреть?
  • Кого спросить, к кому обратиться?
  • Что взять с собой в поездку?
  • Полезные слова и выражения

Время появления еврейской общины
Община до революции
Ранний советский период
Годы Холокоста

Первое упоминание об Умани датируется 1616 годом.

В первой половине XVIII века по приглашению владельца замка Франциска Салезия Потоцкого в городе появляется разноплеменное купечество, в том числе и евреи, а затем и еврейские ремесленники, и мелкие торговцы… Однако, из-за постоянных нападений гайдамаков, назвать жизнь в Умани спокойной евреи не могли.

В 1768 году, в ходе очередного восстания православного украинского населения против экономического, религиозного и национального гнета, которое получило название Колиивщина, тысячи евреев и поляков, нашедшие убежище под защитой крепостных стен Умани погибли в Уманской резне. Общее количество жертв, по разным оценкам, - от 12 до 20 тысяч человек.

В память об этом событии жившие в городе евреи до начала ХХ века соблюдали пост 5 Таммуза и произносили в этот день в синагогах особую молитву.

Первое документальное упоминание о существовании еврейского квартала, состоявшего из Верхней Еврейской, Нижней Еврейской и Грязной улиц в Умани относится к 1861 году.

С конца XVIII до конца XIX века численность еврейского населения Умани (вошедшей после второго раздела Польши, в 1793 году, в состав России) быстро росла. В 1801 году здесь проживали 1895 евреев, в 1847 - 4333, а в 1897 - 17945 евреев. На Верхней еврейской улице старого города возле городской хоральной синагоги, была построена новая синагога брацлавских хасидов, малые молитвенные дома, миква, школа, магазины еврейских купцов… При синагоге существовала бесплатная благотворительная столовая для неимущих и сирот, а также хедер.

В начале XIX века Умань становится одним из основных центров хасидизма. Здесь прожил последние свои годы рабби Нахман из Брацлава, один из духовных вождей хасидизма на Украине, основатель брацлавского течения хасидизма.

С 1820-х годов Умань - один из первых на Украине центров Хаскалы.

К 1900 году в городе было 3 синагоги, 13 еврейских молитвенных домов (у сапожников свой, у портных свой…), 4 частных еврейских училища и талмуд-тора.

К 1914 году - в Умани уже 28267 евреев (56,2% населения города).

Первая половина 1919 года в Умани, как и повсеместно, - время погромов. Жертвами только одного из них стали 170 человек.

В 1920-е годы, хедер при синагоге ликвидирован, а в 1937 году власть конфисковала и синагогу, уничтожив все украшения и внутреннее убранство.

С отменой черты оседлости еврейское население города начало мигрировать в крупные города, так что к 1939 году оно сократилось до 13233 человек (29,8% от всего населения).

1 августа 1941 года Умань оккупировали нацисты. В городе был создан концлагерь "Уманская Яма". На окраине города, в Сухом Яру, оккупанты расстреляли, по разным данным, от более чем 12000 до 17000 евреев.
Сегодня на месте расстрела установлен памятный знак.

Город был освобожден вследствие Уманско-Ботошанской операции 10 марта 1944 года.

В конце 1950-х годов власти закрыли последнюю синагогу. Обе сохранившиеся в Умани синагоги, как и территория компактного еврейского поселения старой Умани, оказались на площадке, отданной основанному 5 марта 1957 года заводу "Мегомметр". Более полувека здания не используются по назначению – в них производственные корпуса завода.

Территория еврейского кладбища была застроена жилыми домами. Паломничества на могилу рабби Нахмана были запрещены, но, тем не менее, хасиды продолжали посещать это место.

В 1959 году в городе проживало около 2200 евреев (5% всего населения), в конце 1960-х годов, по приблизительной оценке, около тысячи.

После обретения Украиной независимости в 1991 году, по указу президента Леонида Кравчука, место захоронения рабби Нахмана получило официальный статус Историко-культурного центра брацлавских хасидов. Вскоре брацлавские хасиды выкупили землю, на которой расположена могила. Значительно увеличилось число паломников. Они построили в Умани синагогу и открыли бейт-мидраш. В последнее время возле могилы рабби Нахмана началось строительство одной из крупнейших синагог Европы, рассчитанной уже на 6000 паломников.

Местная община, по разным оценкам, насчитывает от 60 до 200 человек.

Одна из самых почитаемых святынь хасидов, место ежегодного массового паломничества - могила основателя брацлавского хасидизма рабби Нахмана из Брацлава, переехавшего в 1810 году в Умань и завещавшего похоронить его именно там, в память о евреях, погибших тут во время Уманской резни. Традиция посещать могилу праведника в преддверии еврейского нового года насчитывает более двух столетий. Ее ввел рабби Натан, ученик рабби Нахмана.

Сохранившиеся синагоги: хоральная, возведенная на рубеже ХVІІІ – ХІХ столетий, в старом еврейском квартале, и хасидская, на террасе высокого правого берега речки Камянки.

Жемчужиной садово-паркового искусства является знаменитый Софиевский парк, построенный графом Станиславом Потоцким для своей жены Софьи.

Среди достопримечательностей города, упоминаемых в путеводителях, значится также памятник руководителям народного крестьянского восстания ХVII столетия - Колиивщины, в котором была вырезана большая часть польского и еврейского населения Умани, Ивану Гонте и Максиму Зализняку. Приблизительно в трех километрах от города расположено урочище Сухой Яр - место массовых расстрелов 1941 года.

Рекомендуем также посетить краеведческий музей-заповедник, уникальный музей трипольской культуры и художественный музей.

В старых районах Умани, складывается впечатление, что этот город никогда не переставал быть еврейским местечком. Еврейский дух во всем: в архитектуре зданий, в маленьких улочках, что прячутся в самом центре за гостиницей "Умань", во все еще заметных следах от мезуз на косяках заброшенных домов…

В районе, примыкающем к могиле рабби Нахмана, практически отсутствует русская речь. Там, где из сувенирной лавки хасида Даниэля играет на весь квартал музыка в стиле транс, даже крошечные мальчишки носят пейсы и бегают вокруг, лопоча на иврите.

Рабби Нахман из Брацлава (в обиходной речи рабби Нахман; 1772 - 1810 годы) - основатель брацлавского (бресловского) хасидизма.

Рабби Натан Штернхарц (1780 – 1845 годы) - лидер брацлавских хасидов после смерти рабби Нахмана. Именно он записал учение раби Нахмана.

Хаим Гурвич (1750 – 1822 годы) – маскил и лесоторговец, издавший в 1817 году вольное изложение на идиш книги Иоахима Кампе "Открытие Америки".

Хирш-Бер (Герман Бернард) Гурвич (1775 – 1860 годы) - организатор первой в Российской империи общеобразовательной еврейской школы, основанной на принципах Мозеса Мендельсона.

Гершл (Григорий) Полянкер (1911 - 1997 годы) - еврейский писатель на языке идиш.

Моисей Хащеватский (1897 - 1943 годы) - еврейский поэт, писатель и драматург на языке идиш.

Мордехай Спектор (1858 – 1925 годы) - еврейский писатель, журналист, редактор. Писал на русском и на идиш.

Раиса Троянкер (1908 - 1945 годы) - украинская и российская поэтесса и журналистка еврейского происхождения.

Эзра Фининберг (1899 - 1946 годы) - еврейский поэт, автор стихов на иврите, идиш, русском.

Валентий-Александр Калиновский (? - 1620 год) - генерал подольский и староста брацлавский и винницкий, основавший к 1616 году местечко Умань (Гумань).

Франциск Салезий Потоцкий (около 1700 - 1772 годы) - польский государственный и военный деятель, полководец, один из богатейших магнатов своего времени, владелец огромных богатств на Надднепрянской Украине, прозванный "королевичем Руси", владел Уманским замком в первой половине XVIII века.

Иван Гонта (1705 - 1768 годы; сотник надворных казаков Умани ) и Максим Зализняк (около 1740 - после 1768 года) - руководители народного крестьянского восстания в ХVII столетии - "Колиивщина".

Станислав Костка Потоцкий (Станислав Евстафьевич Потоцкий; 1755 -1821 годы) - граф, министр народного просвещения и исповеданий.

Сергей Григорьевич Волконский (1788 - 1865 годы) – князь, генерал-майор, бригадный командир 19 пехотной дивизии; герой Отечественной войны 1812 года, декабрист, живший в Умани в 1819 – 1826 годах.

Эмилия Давыдовна Мильтон (1902 - 1978 годы) - актриса театра и кино.

Лев Моисеевич Ягупольский (1922 - 2009 годы) - советский химик-органик.

Юрий Анатольевич Макусинский (родился в 1958 году) - кинематографист.

Александр Геннадиевич Грановский (родился в 1972 году, Умань) - ”Бизнесмен года” (Одесса, 2001), вице-президент Федерации футбола Украины (с 2001 года), народный депутат Украины ІV созыва (2002—2006 годы), член Попечительского совета Еврейской Конфедерации Украины, создатель благотворительного фонда ”Шляхи майбутнього”. Награжден орденом «За заслуги» 3 степени.

Спектор, Мордехай (1858, Умань, Киевская губерния, – 1925, Нью-Йорк), еврейский писатель, журналист, редактор. Писал на русском (в юности) и на идиш.

Еврейскую общину города Умань объединяет совместная деятельность под руководством председателя этой общины Карла Иосифовича Эпштейна. Квартира, в которой они собираются, съемная и собственного здания у них нет. Но, несмотря на несколько пессимистичный настрой Карла Иосифовича и его слова о том, что в ближайшем будущем в городе не останется евреев, т.к. "одни умрут, другие уедут, а иных и нет уже...", в рамках общины функционирует детский клуб, проводятся различные мероприятия, праздники, устраиваются концерты и акции, направленные на то, чтобы почтить память тех, кто погиб в Сухом Яру.

В городе есть кошерный ресторан, который находится в отеле "Шаарей Цион".

Помимо этого есть места, где можно поесть не кошерно, но вкусно:

  • Ресторан "Кадубок" по адресу: город Умань, улица Советская, 7. Тел. +38 (04744) 5-90-16
  • Ресторан "Дружба" по адресу: город Умань, улица Садовая, 53. Тел.: +38 (04744) 3-43-66, +38 (04744) 3-05-50
  • Пиццерия "Пицца Челентано" по адресу: город Умань, улица Советская, 15. Тел. +38 (04744) 5-33-63
  • Кафе "Хантер" по адресу: город Умань, улица Ленина, 16. Тел. +38 (097) 22-12-637, +38 (097) 566-79-71

Из возможных расходов вас ожидает добровольное пожертвование в цдаку у могилы рабби Нахмана.

Наш совет - не жалеть средств на посещение Софиевского парка. Равнодушными к этой красоте вы не останетесь. Стоимость взрослого билета – 20 гривен, а для детей школьного возраста – 10 гривен. С экскурсией: для взрослых – 30 гривен, а для детей школьного возраста – 20 гривен. Экскурсии проводятся на русском, украинском, английском, польском, французском и немецком языках. В летнее время посетителей в дендропарке очень много, особенно в выходные дни. Возможно, до 30 минут нужно будет подождать в очереди. Сувениры стоят дешевле, если их покупать не в парке, а в городе (до центра 10 минут пешком или 5 минут маршруткой).

Все остальное - в меру возможностей и разносторонности интересов. Потратить есть на что.


Матрешку-хасида, подвеску на грудь с запечатанной внутрь молитвой, книги и диски с хасидской музыкой, а также все, что приглянется в сувенирной лавке возле отеля "Шаарей Цион".

В Софиевском парке продаются издания "Уманеский цадик" и "Еврейская жизнь в Умани", написанные уманским краеведом Шломо Шварцманом.


С местного автовокзала есть автобусное сообщение с Винницей, Черкассами, Днепропетровском, Одессой, Донецком, Николаевом.

Из Киева каждые полчаса идут маршрутки. Прямого железнодорожного сообщения с Киевом нет.

Из Харькова есть прямой поезд. Он ходит редко, но очень удобный: выезжает вечером и рано утром вы уже на месте.

В городе есть служба такси. Тел.: +38 (04744) 5-27-26, +38 (067) 79-53-226.

В городе есть одна еврейская гостиница в трех минутах ходьбы от усыпальницы рабби Нахмана. Это гостиница "Шаарей Цион", находящаяся по адресу: город Умань, улица Пушкина, 27 "А". Тел.: +38 (04744) 3-1-772, +38 (04744) 3-16-72.

Помимо этого, в городе немало других мест:

  • Спортивно-оздоровительный комплекс по адресу: город Умань, пер. Тельмана, 10. Тел.: +38 (04744) 4-01-86, +38 (04744) 4-01-87, +38 (04744) 4-01-88.
  • Гостиница "Фортеця", по адресу: город Умань, улица Чапаева, 56. Тел.:+38 (04744) 5-00-41, +38 (04744) 5-32-67
  • Гостиница "Умань", по адресу: город Умань, улица Советская, 7. Тел. +38 (04744) 5-26-32.
  • Гостиница "Дружба" (Дом творчества ученых) по адресу: город Умань, улица Садовая, 53. Тел.: +38 (04744) 33-5-27, +38 (04744) 3-22-10, +38 (04744) 3-63-19.


В первую очередь, почитайте статью "Умань" в Электронной еврейской энциклопедии, с сопутствующими ей ссылками (Гайдамаки, Нахман из Брацлава, Хасидизм).

Данные по некоторым городским молельням и синагогам находятся на сайте "Еврейское наследие Украины". Краткие описания интересных мест и музеев, а также фотографии на сайте doroga.ua. Также советуем посмотреть официальный сайт Софиевки.

Если хотите эмоционально настроиться, то прочитайте поэму "Гайдамаки" Тараса Шевченко. Факты не всегда полностью совпадают с реальностью, но эмоции…

И, конечно, сказки рабби Нахмана. Да-да, ведь он был не только большим мудрецом, но и сказочником. Мы читали в дороге его "Притчу об отравленном зерне"!


В городе действует еврейская община, однако электронными ресурсами она не располагает, как, впрочем, и почтовым адресом. Поэтому можно обратиться к ее председателю Эпштейну Карлу Иосифовичу.

Офис еврейской благотворительной организации "Хесед" находится по адресу: город Умань 20300, улица Пионтовского, 5 "Б", кв. 1; тел. +38 (04744) 5-96-71 (звонить до 20:00).

Также можно обратиться к сотруднице Хеседа Муратовой Людмиле Викторовне: тел.: +38 (068) 39-21-979, muratova59@mail.ru. Для нас она провела интересную экскурсию.

Для прогулки по Умани, в первую очередь, нужна удобная обувь.

Если вы решили гулять по Софиевке весь день, то лучше захватить с собой что-нибудь перекусить, так как кафе находятся за пределами парка. Минимальная экскурсия длится полтора часа и охватывает маршрут длиной 3 километра. Схемы парка, продающиеся у входа, помогут в ориентировке на местности.

Летом нужно обязательно взять с собой что-нибудь попить или пустую тару в объеме 1-1,5 литра, чтобы в первом же источнике, наполнить ее водой.

Пригодятся, особенно для детей, теплые не увесистые вещи. В парке есть места перепада температур, и в гротах бывает прохладно даже в самое жаркое время.

Для посещения могилы рабби Нахмана следует взять с собой соответствующую одежду. Для девушек и женщин это длинная юбка (ниже колена), желательно непрозрачная и без разрезов, кофта без декольте, прикрывающая локти и поясницу.

Замужним женщинам принято покрывать голову, а точнее, прятать волосы под парик, платок или любой другой головной убор. Мужчинам тоже рекомендуется покрыть голову (если нет кипы, то, к примеру, бейсболкой).

"Нет унынию в этом мире!"

Рабби Нахман из Брацлава

"Жизнь - как ходьба по узкому мосту, и главное – ничего в жизни не бояться!"

Рабби Нахман из Брацлава

Мегомметр - завод, выпускающий измерительные приборы. Одно из крупнейших предприятий города, место работы для многих его жителей.

Кол-во просмотров: 3153
  • Карта местности
  • Интервью и видео
  • Фотомоменты - Умань
  • Зарисовки художника - Умань
  • Слова поэта
  • Путевые заметки

Задайте Ваш вопрос

Open

Для того, чтобы задать вопрос на сайте, залогиньтесь или зарегистрируйтесь, пожалуйста.