Логотип: Евреи на карте Украины
  • Шрифт:
  • Размер шрифта 60%
  • Размер шрифта 80%
  • Размер шрифта 100%
  • Размер шрифта 130%
  • Размер шрифта 160%

Анкета - Ужгород

  • История еврейской общины
    • Еврейская жизнь до XIX века
    • С XIX века до падения империи
    • Межвоенный период
    • Годы Холокоста
    • От II-й половины 1940-х до 1991 года
    • Независимая Украина
  • Что увидеть?
  • Где почувствовать еврейский дух?
  • Кто вошел в историю?
  • Как живет современная община местности?
  • Где кошерно и вкусно покушать?
  • На что не жалко потратить деньги?
  • Что увезти с собой?
  • Как лучше добраться?
  • Где остановиться?
  • Что почитать, посмотреть?
  • Кого спросить, к кому обратиться?
  • Что взять с собой в поездку?
  • Полезные слова и выражения

Еврейская жизнь до XIX века
С XIX века до падения империи
Межвоенный период
Годы Холокоста
От II-й половины 1940-х до 1991 года
Независимая Украина

Первое письменное упоминание о городе встречается в венгерской хронике "Геста Гунгарорум" 872 года. В ней говорится про крепость Гунг - резиденцию русского князя Лаборца.

Само же название города состояло из двух частей Унг и Вар, и в наиболее известной версии переводилось как "замок на реке Уж". Под именем Унгвар город упоминается в записках арабского географа Аль-Идриси в XII веке и в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона (1908-1913 года). После Первой мировой войны, за исключением 1938-1944 годов, город носит имя Ужгород.

На протяжении своей истории Ужгород входил в состав восемнадцати государств - от даков и римлян до современной Украины. До сегодняшнего дня здесь сохранились парки, заложенные итальянцами; кварталы, застроенные чехами; фабрики, спроектированные бельгийцами и храмы, возведенные греками и русскими эмигрантами.

Историки допускают, что присутствие евреев в Закарпатье прослеживается еще с VI-VIII веков, когда они проникали из Хазарии, Крыма и Византии. Сведения, приводимые Тиводаром Легоцким (1830-1915) в "Монографии Березского комитета", дают основания говорить о массовом проживании евреев в крае в раннефеодальный период (XIII век).

В последующие несколько сот лет упоминания о них в письменных источниках не встречаются. Возможно, мы пока не располагаем историческими документами: евреи могли покинуть этот край, т.к. известны антиеврейские выступления и изгнания евреев из Венгрии XIV-XVI веков.

В "Еврейской энциклопедии" Брокгауза-Ефрона упоминается о существовании еврея-откупщика податей в Унгваре в 1575 году. Почти через столетие в книге протоколов Унгварского архива 1677 года упоминается судебное разбирательство, на котором Егри Косканти Махалис жаловался на Минаи Шабо Яниса за то, что на Масленицу, когда они шли в корчму за вином, Минаи ругался около "Sidok haza" (еврейского дома).

К 1690 году в городе проживали 2-3 еврейские семьи. Небольшая еврейская община была создана в 1724 году, когда в городе, принадлежавшем в то время Австрии, насчитывалось около 30 еврейских семей. В 1730 году они пригласили из Львова раввина Лейбуша Бодек-Райзмана. В 1777 при общине была открыта школа, создано похоронное общество "Хевра кадиша и тогда же было организовано кладбище, одно из наиболее крупных в Закарпатье. В 1805 году была построена первая большая общегородская синагога.

Евреи Закарпатья, входившего в Венгерское королевство в составе Австрийской империи, в XVIII – первой половине ХIХ века занимались мелкой торговлей, ремеслами, винокурением. В источниках встречаются упоминания об их крайней бедности. До Катастрофы 70% евреев края проживали в селах.

Около 1800 года евреям запретили селиться в комитате Унг, но запрет обходили.

Закарпатские евреи приняли активное участие в революционных событиях 1848 года.

С принятием конституции 1867 года начался период либерализации, евреи получили равные права, включая право повсеместного жительства. В 1849 году в Ужгороде и комитате Унг проживало 6717 евреев, из них в Ужгороде – 2500 (31% от общего числа жителей). Прибывали переселенцы из Галиции и соседних краев. Увеличилась численность евреев-предпринимателей. При их участии создавались промышленные предприятия, росла их роль в торговле. К середине ХIХ века Ужгород становится значительным еврейским религиозным центром. Здесь работают выдающиеся лидеры венгерской ортодоксии, галахические авторитеты.

В 1868 году борьба между ортодоксией и пришедшем из Галиции реформизмом настолько обострилась, что правительство созвало Всееврейский конгресс. Однако ортодоксы отказались подчиниться его решениям. Как следствие, возникли три типа общин, существовавших обособленно вплоть до Катастрофы: ортодоксы, неологи и общины, которые сохранили доконгрессовский статус.

С середины 1870-х годов появились антисемитские политические движения, в 1880-х пропаганда усилилась и достигла апогея в 1882 году в связи с кровавым наветом в Тисаэсларе, вызвавшим волнения и беспорядки. Антиеврейские течения были широко распространены и среди словацкого населения, ввиду того, что евреи преимущественно поддерживали мадьярские национальные устремления.

В этот период в Ужгороде функционирует школа для мальчиков (с 1789 года), еврейская женская школа (с 1859 года), еврейская больница, дом престарелых и благотворительная столовая, еврейская типография (1864–1878 года), иешива, талмуд-тора, три женских общества, восемь молитвенных домов, среди которых - построенная в 1870 году синагога на Жупанатской площади (здание сохранилось) и синагога на современной Украинской улице, куда ходили молиться евреи Радванки и Болотина (район современной улицы Гагарина).

В 1870–80-х годах в результате экономического кризиса уровень жизни снизился, но выделилась зажиточная прослойка еврейских банкиров, фабрикантов, нефтепромышленников, крупных торговцев, землевладельцев и представителей свободных профессий. Однако подавляющее большинство евреев по-прежнему были мелкими торговцами, шинкарями, ремесленниками, земледельцами.

К 1890 году в Закарпатье проживало около 100000 евреев, из них 3735 в Ужгороде (около трети населения города). В этом же году была открыта еврейская школа с преподаванием на венгерском языке. Уровень безработицы повысился, в ряде отраслей промышленности евреев заменили разорившиеся прикарпатские крестьяне, труд которых был дешевле. Многие евреи жили за счет благотворительности. Усилилось влияние хасидизма.

Экономический кризис 1900–1903 годов побудил многие еврейские семьи к миграции. Тем не менее, к 1912 году 45% всего дохода Ужгорода поступало от евреев. В городе постоянно проживало 1250 еврейских семейств. Бытовым языком был идиш, немногие говорили по-немецки, интеллигенция — по-венгерски. В 1904 году была возведена большая синагога (ныне - филармония), а в 1909 году - большой хасидский клойз.

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона (1908-1913 года) приводит цифру в 5200 евреев из 15800 жителей Ужгорода. Скачкообразный рост еврейского населения Закарпатья в период Первой мировой войны и последующий объясняется тем, что в нынешней Закарпатской области осела большая часть беженцев, спасавшихся от погромов, чинимых русскими войсками, вторгшимися в Галицию.

В 1918 году с падением Австро-Венгрии Ужгород вошел в состав Чехословакии.

Согласно переписи населения Подкарпатской Руси 1921 года, в крае проживало 93023 еврея (более 15% населения), сконцентрированных, в основном, в городах. В Ужгороде евреи по-прежнему составляли треть населения.

Большую роль в жизни евреев области играла благотворительность. Кроме женских организаций, основную работу в этом плане проводил Джойнт, центральное бюро которого находилось в городе Мукачево. На его содержании был сиротский дом на 300 детей. При помощи Джойнта в 1926 году создана типография "Некуда" и издательство, а также несколько предприятий. С 1919 года инвестиции Джойнта в области составили 700000 долларов. В каждом большом еврейском центре были учреждены кредитные товарищества. Всего их было 11.

После 1918 года 85 % евреев признали себя евреями по национальности, их родным языком был идиш. С 1919 года в Ужгороде работали две начальные еврейские школы, в одной из них обучение велось на чешском языке.

В 1919 году возникла сионистская организация. В 1930-х годах город стал одним из центров ревизионистского сионизма. В межвоенный период в Ужгороде выходил сионистский еженедельник "Жидо неплап". Еврейская типография, организованная в 1926 году, просуществовала до начала Второй мировой войны.

Положительные перемены были прерваны кризисом конца 1920-х — начала 1930-х годов. К середине 1930-х годов наметился новый подъем, хотя социальные проблемы, особенно связанные с занятостью населения, полностью устранены не были. Ремесленники еврейского происхождения специализировались на пошиве одежды и обуви, столярном, пекарском, ювелирном и банковском деле. Состоятельные еврейские семьи имели кирпичные заводы, мельницы, рестораны, пекарни.

Построенная в начале 1930-х годов фабрика "Батя", названная в честь ее хозяина - еврейского "обувного короля" Томаша Бати, - выпускала высококачественную обувь и составила большую конкуренцию мелким предпринимателям.

Братьям Мошкович принадлежал кирпичный завод на улице Минайской (ныне - Швабская), ставший в 1944 году частью гетто. Второй кирпичный завод, находившийся по соседству с железнодорожным вокзалом, принадлежал еврею Филиппу. После войны на месте завода выросла Артиллерийская улица.

До сих пор сохранилась мельница братьев Изидора и Михаила Вайсер на улице Мукачевской, в советское время ставшая государственной. Сейчас там комбинат хлебопродуктов.

Перевозкой пассажиров и грузов занималась фирма "Ковач и Розенберг", контора которой находилась на Радванке.

С подписанием Мюнхенского соглашения осенью 1938 года период успешного экономического, политического, социального и культурного развития края, как и всей Чехословацкой Республики, был прерван. В 1938 году по решению первого Венского международного арбитража Ужгород был возвращен Венгрии, что приостановило развитие края.

В результате Трианонского диктата треть этнического венгерского населения осталась за пределами Венгрии, а страна лишилась почти двух третей своей прежней территории, что побудило ее правителя Миклаша Хорти пойти на сближение с Германией.

В марте 1939 года Ужгород ненадолго стал столицей самопровозглашенного государства Карпатская Украина во главе с греко-католическим священником Августином Волошиным. Карпатская Украина просуществовала совсем недолго и пала под натиском венгерских войск, оккупировавших Закарпатье.

В конце 1930-х годов Хорти подвергся критике со всех сторон в связи с его позицией по еврейскому вопросу. Однако, преследования евреев в Венгрии не достигали масштабов, имевших место в ряде стран Европы. По мере возможности Хорти пытался сохранить нейтралитет и относительную независимость Венгрии.

29 мая 1938 года для венгерских евреев была введена 20% норма на участие в свободных профессиях, администрации, коммерции и промышленности, а год спустя - запрет пребывания на должности юристов, врачей, школьных и университетских преподавателей. С приходом венгров на Закарпатье начинается дискриминация евреев.

В то же время, Венгрия стала транзитным пунктом для выходцев из Польши, словацких и румынских евреев, приняв около 150000 беженцев. Часть из них нашли приют и в Ужгороде. Позднее, часть из них была депортирована в Польшу, а часть (среди которых и выходцы из Ужгорода) - в гетто Каменец-Подольска, созданное 20 июля 1941 года.

В 1941–1942 годах мужчин от 20 до 50 лет мобилизовали в трудовые батальоны, направленные в прифронтовую зону к советским территориям. По воспоминаниям переживших оккупацию, им сохранили гражданскую одежду, дали армейскую шапку и желтую повязку. Из таких батальонов почти никто не вернулся.

В апреле 1943 года состоялась встреча Гитлера и Хорти по поводу депортации венгерских евреев. Гитлер резко критиковал венгерское правительство за невыполнение его требований, однако Хорти отказался обязать евреев носить отличительные знаки, равно как и выселить их из страны. До 19 марта 1944 года, когда Венгрия была оккупирована Вермахтом, Хорти удавалось как-то удерживать ситуацию, и местные евреи, граждане страны-союзницы Германии, чувствовали себя в относительной безопасности.

Некоторое время спустя были организованы Юденраты. Они создавались по единому образцу, определенному германскими властями, во всем генерал-губернаторстве. К апрелю 1944 года СС и гестапо начали изоляцию евреев в гетто и депортацию.

В Ужгороде были созданы два гетто: одно - на кирпичном заводе братьев Мошковичей (ныне улица Минайская), второе - на складе пиломатериалов, принадлежащего еврею Глюку (в районе улицы Станционной). Евреям разрешалось взять с собой столько вещей, сколько они могли сами перенести в руках. В этих двух гетто было собрано и отправлено в газовые печи Майданека, Освенцима и Треблинки 14000 евреев.

15 мая 1944 года началась массовая депортация закарпатских евреев в лагеря уничтожения, осуществлявшаяся под руководством Адольфа Эйхмана. В целом из Венгрии, согласно немецким сведениям, до 11 июля было депортировано 437402 человека. Депортация продолжалась до тех пор, пока Хорти лично не вмешался и не остановил ее.
С июля по октябрь Хорти предпринимал отчаянные действия для выведения страны из войны, однако вскоре был арестован. К власти пришли национал-социалисты, начались массовые акции по уничтожению сотен тысяч венгерских евреев и цыган, депортации в Германию. Массовые убийства в Венгрии считаются одним из последних эпизодов Холокоста.

27 октября 1944 года город был освобожден частями 4-го Украинского фронта. Катастрофу пережили около 2000 ужгородских евреев, община практически исчезла. Для поддержки переживших войну были созданы общественные столовые, пункты по выдаче самого необходимого - от одежды и обуви до материалов на ремонт домов. Через Румынию евреям помогал Джойнт. С присоединением Закарпатья к Советской Украине границы были закрыты, и для евреев началась новая эпоха.

Вместе с Армией и для восстановления разрушенного хозяйства, в область приехали тысячи еврейских семей. Это были: врачи, педагоги, ученые, инженерно-технические специалисты, писатели, музыканты, журналисты, военнослужащие. Они внесли значительный вклад в организацию систем образования, связи, электрификации, промышленных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, легкой промышленности, мелких артелей. Часть из этих людей были воспитаны коммунистической идеологией и были далеки от еврейских традиций, многие скрывали свои корни, меняли фамилии. Так, в естественном сопоставлении, появилось понятие "местные" и "восточные" ("русские") евреи. Оно сохраняется и поныне, хотя не имеет такого болезненного оттенка, как в первые десятилетия. Местные евреи сохраняли традиции, ходили в синагогу, жили по законам Торы, хотя не всегда делали это открыто. Восточные евреи, часто коммунисты, традиций не придерживались.

В 1947 году здание синагоги было передано властями Министерству культуры СССР. Сейчас в этом здании находится филармония. При перестройке здания еврейские элементы были закрыты, прозрачный мозаичный купол заменен жестяным покрытием. Изменениям подверглись крыша, башенки, интерьер, что уничтожило уникальную акустику здания.

По данным переписи 2001 года в Закарпатской области евреев, ромов и немцев в сумме проживало около 3,5% населения. Из двух с половиной тысяч евреев, проживающих сегодня в 67 населенных пунктах края, более 800 живут в Ужгороде.

С обретением Украиной независимости, в Ужгороде была открыта еврейская воскресная школа, организовано еврейское культурное общество. При поддержке Джойнта в 1995 году был создан филиал благотворительного фонда "Маген Авот". Появились первые патронажные работники, первые подопечные. Интерес к истории и традициям появился во многих семьях благодаря детям, которые отдыхали в еврейских лагерях и учились в еврейских школах.

В 2000 году на средства Джойнта, а также на благотворительные пожертвования частных лиц и организаций, был создан " Хесед Шпира". Более 1100 проживающих в Закарпатье евреев сегодня клиенты Хеседа, оказывающего им материальную, медицинскую, психологическую и духовную поддержку. Среди них - бывшие узники концлагерей и гетто.

В рамках возрождения традиций в ХЕСЕДе в июне 2000 года был созданы фольклорно-эстрадный ансамбль "Бе Яхад", затем ансамбль "Старинной еврейской музыки", работают детские творческие мастерские, Клуб изучения иврита, библиотека. Хесед стал инициатором проведения в Ужгороде Фестиваля еврейской культуры в 2010 году, организации в октябре 2012 года конференции Лимуд.

На средства уроженца города Лоци Райзмана у входа на еврейское кладбище был установлен памятный камень в память 14 тысяч евреев, депортированных из Ужгорода в Аушвиц.

Долгое время не было синагоги и ужгородские евреи собирались во внутреннем дворике полуособняка, где общий вход и земля находились в коммунальной собственности. Для молитвы были отведены строгие часы, согласованные с соседями. Впоследствии это место, известное как дом раввина Фальбермана или синагога Фальбермана, стало значиться как синагога на улице Русской (можно встретить указание на улицу Мукачевскую, но речь идет об одном и том же месте), единственная действующая в Ужгороде. 5 декабря 2010 года в здание был внесен свиток Торы.

На сегодня нерешенной проблемой является состояние мест компактного захоронения евреев в Ужгороде - нужны достаточно большие средства, чтобы привести в порядок кладбища и могилы. Открыт также вопрос возврата помещения для подготовки к похоронам (Бейт ха-левайот), ранее принадлежавшего общине.

Главная достопримечательность города – Ужгородский замок-крепость, являющийся одним из наиболее древних в нашей стране.

Оказавшись в Старом городе, не упустите возможность повертеть глобус Ужгорода на улице Корзо, свернуть в переулочек "Горчичное зерно" (Горчичный переулок), посмотреть старинное здание пивоварни "Совиное гнездо" напротив здания горсовета, которое иногда называют "подвалами Ракоци", "винным погребом" или просто "амбаром".

Старый и Новый город соединяет каменный пешеходный мост через реку Уж, который давно облюбовали влюбленные, завешав его перила кованными замочками-сердцами. На нем же расположена и самая маленькая в мире статуя свободы – Свободка. Отсюда можно покормить чаек, которые так привыкли к людям, что берут еду прямо с рук.

Вообще Ужгород славен оригинальными памятниками: закарпатскому художнику Игнацию Рошковичу, фонарщику, крылатому медведю Аметуру (на входе в гостиницу "Закарпатье") и 16-сантиметровому Миколайчику (самый маленький памятник в Украине), а также миниатюрными солдатом Швейком и мини-Ференцем Листом.

Вдоль реки Уж растянулись по одну сторону - самая длинная в Европе липовая аллея, а по другую – аллея сакур, которая каждую весну украшает город розовыми лепестками.

Самое колоритное место, притягивающее к себе множество туристов, – здание Ужгородской синагоги (ныне – филармония). Если будет возможность, посмотрите и на интерьер главного зала, дабы оценить творение зодчих во всем его великолепии.

Чтобы понять роль этого сооружения и прилегающих зданий в жизни довоенной еврейской общины Ужгорода, посмотрите короткий документальный сюжет о еврейской жизни в городе.


В Ужгороде жили и работали крупные духовные лидеры венгерской ортодоксии. В 1815–1819 годах раввином города был Хирш Хеллер (Хершеле Хариф), в 1835-1852 - выдающийся галахист и автор пиютов, раввин Меир бен Иехуда Лейб Айзенштатер (Махарам Эш), в 1852-1870 — его сын Менахем.

В 1850-1881 годах Бейт дин (религиозный суд) города возглавлял раввин Шломо Ганцфрид (1804-1886), уроженец Ужгорода, автор знаменитого галахического труда "Кицур Шулхан арух".

В Ужгороде жили цадики Ицхак Тейтельбойм (1869-1944), Иссахар Бер Лифшиц (1889-1944), представители пшемысльской династии Иссахар Бер Лейфер (1859-1923) и его сыновья Меир, Хаим Лейб и Реувен Менахем, а также Хаим Яков Сафрин (1892-1969) из жидачовской династии.

Работал в Ужгороде реформистский раввин Мордехай (Мориц) Клейн, воспитанник Соломона Иегуды Лейбы Рапопорта, выдающегося ученого и просветителя из Галиции.

С Ужгородом связаны судьбы советского и венгерского художника еврейского происхождения Шандора Зихермана и скрипача Михаила Копельмана.

Еврейская община Ужгорода представлена несколькими организациями.

В городе есть одна действующая синагога, которая относится к течению Хабад-Любавич. При синагоге действуют миква, магазин кошерных продуктов.

Хесед Шпира, названный так в честь рабби из Мукачева, стал своеобразным центром, объединяющим жителей разных населенных пунктов Закарпатья. Силами работников Хеседа реализуется множество общинных и социальных программ.

Исторически сложилось так, что помимо русскоговорящих евреев проживают в городе и те, для кого родной язык - венгерский. Они составляют венгроязычную еврейскую общину. Своей синагоги община не имеет, однако тоже ведет активную деятельность. Под эгидой этой общины устраиваются летние лагеря для еврейских детей в Венгрии.

О кошерном питании следует договориться заранее с синагогой "Бейс Хабад", телефон +38 (0312) 612-072.

С некошерным все гораздо проще. Центр города пестрит ресторанами и уютными кофейнями.

Закарпатская кухня имеет венгерские корни, ряд блюд вы отведаете только в этом регионе Украины. Популярны здесь разнообразные виды супов, которые называют поливки, мясные гуляши (бограч, боб-гуляш), овощное рагу лечо, в которое тоже могут добавлять мясо или жир (о наличии свинины в блюде следует уточнять у официанта; продукт этот в Закарпатье весьма и весьма распространен). Драники здесь называют крэмзлыками. Не удивляйтесь и словам лоции, гомбовцы, токан, кнедлики. В народной кухне в обилии используются грибы, шкварки, брынза, сметана, кукурузная крупа, фасоль, сало, лук, картошка, паприка, помидоры.

Мягкий климат Закарпатья благоприятен для виноделия, распространенного в этом регионе. Вы можете продегустировать вина в дегустационном зале Шардоне (улица Волошина, дом 18-б), а также на ежегодном фестивале молодого вина "Закарпатское Божоле".

Расположенный под открытым небом Закарпатский музей народной архитектуры и быта расскажет о традиционном укладе жизни венгров, румын, а также этнографических групп украинцев, проживающих в этом крае.

Еще одно привлекательное для туристов место - художественный музей в Доме Жупаната (аналог администрации в Венгрии).

Вдоль пассажа Горчичного переулка расположены кафе и кондитерские, маленькие магазинчики, детская парикмахерская, а также музей кофе. Особо романтичная атмосфера здесь царит по вечерам, когда зажигаются теплые огни фонарей в ретро-стиле.

Сувениры Закарпатья можно разделить на два вида – съедобные и несъедобные. К первой категории относятся разнообразные молочные продукты домашнего производства, сушеные грибы, травяные чаи, домашние вина и виноградные соки. Впрочем, это скорее, характерно для области. Сувениры Ужгорода делятся на те, которые можно на себя надеть, и те, которые нельзя :) Здесь продается множество изделий из овчины, шерсти (как варежки-носочки-жилеты, так и большие покрывала, шали), кружева, а также обувь и элегантные валяные дамские шляпки. Есть деревянные и кованные сувениры, особо актуальные для жителей частных домов; допустим, приспособления для камина. А уж если Вы надумали прикупить что-то плетенное, то вам нужно в Изу. Жители этой деревушки много поколений занимаются плетением всего, что только можно – обуви, мебели, домашних принадлежностей, - и достигли в этом ремесле большого мастерства.

Сувенирные ларьки и несколько магазинчиков есть возле каменного пешеходного моста, а также около замка. Сувенирная лавка около замка снискала всеукраинскую популярность за свой самобытный дизайн. В деревянный каркас строения вмонтированы авторские керамические панно, изготовленные по особой технологии.

В центре Ужгорода шопоголиков ожидают два места. Первое – улица Корзо с привлекательными магазинчиками. Второе и, пожалуй, более колоритное, -Горчичный переулок - торговый пассаж в старом городе, выполненный в стиле 1930-х годов. В этом месте можно не только совершить покупки, но и отдохнуть с семьей или друзьями.

В Ужгород идут поезда из Москвы, Минска, Крыма, Киева, Одессы, Львова и городов Восточной Украины.

Автобусное сообщение соединяет Ужгород со Львовом, с городами Волыни, Буковины, а также с курортами Закарпатья. С Ужгородского автовокзала отправляются рейсы в Испанию, Италию, Словакию, Чехию, Австрию.

На своем транспорте до города можно доехать по трассе Киев-Чоп.

Имеется в Ужгороде и международный аэропорт. Его особенность состоит в том, что самолеты взлетают и заходят на посадку через воздушное пространство Словакии.

Самые большие отели в городе – Интурист-Закарпатье и Ужгород. Информация о гостиницах Ужгорода подана на множестве сайтов. На ресурсе Nationaltravel приведены гостиницы и мини-гостиницы Ужгорода с указанием цен. На сайте Все Гостиницы Ужгорода отели отмечены на карте города.

Культура хостелов в Ужгороде не развита; в каталогах они фигурируют как частные гостиницы, когда хозяева сдают отдельно комнату. Цены хостелов не отличаются от стоимости гостиниц эконом-класса и квартир.

Квартиры посуточно в Ужгороде обойдутся несколько дешевле, чем в крупных областных центрах. Подборки квартир и частных домов поданы на сайтах Доба, Дом на час, Розовый слон.

Следует заметить, что интернет не является нормой по умолчанию для всех посуточных типов жилья и его наличие следует уточнить заранее.

Для всех, кто интересуется историей Ужгорода, находкой станет книга Сабины Вирон "Ужгород. Путешествие по памятным местам еврейской истории". Статьи Сабины размещены на сайтах Института иудаики и Еврейского обозревателя.

Переведенная на русский язык книга Андрея Елинек Йешаягу "Карпатская диаспора. Евреи Подкарпатской Руси и Мукачева (1848-1948)" содержит карты и ценные фотоматериалы.

Брошура Павла Роберта Магочия "Евреи в Закарпатье: краткий исторический очерк" (Євреї на Закарпатті: Короткий історичний нарис, 2005) повествует об истории региона в целом.

Стараниями организации Хесед Шпира подготовлен сайт - Виртуальный Музей истории и культуры евреев Закарпатья.

Часть работ об Ужгороде таких, как статья "Социография Ужгорода и комитата Унг" (1940 год) известного историка евреев края Мора Горовица, написаны на венгерском языке.

Короткий документальный видеосюжет освещает еврейскую жизнь города до войны.

Хроники военных лет выложены на канале ErdelyMagyar1 на YouTube. Среди них – полутораминутный репортаж из Ужгорода, снятый в марте 1941 года на венгерском языке.

Еще один фильм, уже современный, показывает жизнь евреев Ужгорода в прошлом и современную общину. Фильм озвучен на английском языке.

За гидами по еврейским местам Ужгорода вы можете обратиться в БФ "Хэсэд Шпира". Активисты Хэседа создали сайт - Виртуальный Музей истории и культуры евреев Закарпатья, представленный на русском и английском языках.

Свои услуги в организации "кошерных экскурсий" по региону (водитель, питание, поселение, экскурсионное сопровождение) предлагает "Бейс Хабад" (община единственной действующей в городе синагоги Эйхаль Аарон).

Экскурсию по памятным местам еврейской истории
также проводит агентство Rest4U.

Со своей стороны мы рекомендуем гида Владислава Товтина (телефон +38(050)54-07-562; e-mail: tovtin@urk.net), большого знатока закарпатского края. Он специализируется на общей истории Закарпатья и народов, проживающих в регионе, ведет детские и взрослые группы, частные экскурсии.

В Ужгороде продается много полезных сувениров, которыми приятно пользоваться ежедневно. Если вы решили привезти на память из Закарпатья овчинную жилетку, тапки, шерстяные носки или варежки - заранее, перед поездкой, уточните размеры человека, которому это предназначается. А если же вы хотите привезти аксессуар для какого-то предмета интерьера - не забудьте измерить его параметры. Также можете купить и сам этот предмет.

Бужня (от Б-г) – синагога.
Йо – да.
Жупанат – местная администрация.
Закарпатье - территория на западе Украины, за Карпатскими горами (современная Закарпатская область).
Карпатская Украина - непризнанное государство, просуществовавшее несколько дней в марте 1939 года.
Лечо – овощное рагу из перца, лука, моркови и томатов.
Мадьяры - венгры.
Неологи - представители реформистского течения в иудаизме.
Окопысько – кладбище (еврейское).
Подкарпатская Русь - территория в составе чехословацкого государства в 1920-1938 годах.
Радванка - район Ужгорода.
Унгвард - венгерское название Ужгорода.
Цэглярка - кирпичный завод.

Кол-во просмотров: 71
  • Карта местности
  • Интервью и видео
  • Фотомоменты - Ужгород
  • Зарисовки художника
  • Слова поэта
  • Путевые заметки

Задайте Ваш вопрос

Open

Для того, чтобы задать вопрос на сайте, залогиньтесь или зарегистрируйтесь, пожалуйста.